Грушницкий молод, мечтает о славе и любви, он очень любит производить впечатление на окружающих. Печорин эгоист и пессимист, разочарованный жизнью. Он обладает огромной силой духа, мучается от скуки. В отличие от Грушницкого он знает жизнь, имеет опыт за плечами.
Печорин говорит о Грушницком: «Грушницкий – юнкер. Он хорошо сложен, смугл и черноволос. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы. Производить эффект – их наслаждение. У Грушницкого страсть была декламировать. Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы. Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».
Печорин однажды подслушал разговор, в котором Грушницкий и его компания обсуждали Печорина. Они решили подстроить дуэль, где Печорин окажется посмешищем. Когда дошла очередь до Грушницкого отвечать, Печорин думает про себя: «Я с трепетом ждал ответа Грушницкого, холодная злость овладела мною при мысли, что я бы мог сделаться посмешищем этих дураков». Когда Грушницкий ответил, что он согласен, то Печорина охватила ядовитая злость, и он сказал: «Берегитесь господин Грушницкий! Со мной этак не шутят, вы дорого можете заплатить за одобрение ваших глупых товарищей».
Второй раз Печорин, подслушав разговор этой компании, узнал, что на дуэли они хотят зарядить только пистолет Грушницкого. Если бы во время дуэли Грушницкий во всем признался, то убийства бы и не было. Печорин говорит: « Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо, стараясь заметить хоть легкий след раскаяния, но мне показалось, что он сдерживал улыбку». Перед самым выстрелом Печорин предлагал Грушницкому отказаться от клеветы, но тот отказался, Печорин готов был простить его. Судьба Грушницкого была в его руках, но он ответил, что если не убьет его здесь, то зарежет его, потому что для них обоих на этом свете места нет. В итоге Печорин выстрелил и не ошибся. После дуэли Печорин говорит: « У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, его лучи меня не грели.