Учитесь пользоваться поиском:
“Записки охотника” открыли перед русским читателем новый мир -— мир
крестьянский. Тургенев, несомненно, продолжает традиции Н. В. Гоголя,
который в своей бессмертной поэме “Мертвые души” показал не только
Россию Чичиковых, маниловых, Плюшкиных, но и Россию народную.
Несомненный
успех, выпавший на долю Тургенева на первых же порах его литературной
деятельности, не удовлетворял его: он носил в душе сознание возможности
более значительных замыслов — а так как то, что пока выливалось на
бумагу, не соответствовало их широте, то он «возымел твёрдое намерение
вовсе оставить литературу» . Когда, в конце 1846 года Некрасов и Панаев
задумали издавать «Современник» , Тургенев отыскал у себя, однако,
«пустячок» , которому и сам автор, и Панаев настолько мало придавали
значения, что он был помещен даже не в отделе беллетристики, а в «Смеси»
первой книжки 1847 года среди заметок на агрономические, хозяйственные и
прочие темы.
Чтобы сделать публику ещё снисходительнее, Панаев
к и без того скромному названию очерка «Хорь и Калиныч» прибавил
подзаголовок: «Из записок охотника» . Публика оказалась более чуткой,
чем опытный литератор. К 1847 году демократическое или, как оно тогда
называлось, «филантропическое» настроение начинало достигать в лучших
литературных кружках высшего своего напряжения.
Среди
литературной молодежи Тургенев занял первое место, потому что направил
всю силу своего высокого таланта на самое больное место дореформенной
общественности — на крепостное право. Поощренный крупным успехом «Хоря и
Калинича» , он написал ряд очерков, которые в 1852 году были изданы под
общим названием «Записки охотника» . Книга имела большое историческое
значение. Есть прямые свидетельства о сильном впечатлении, которое она
произвела на наследника престола, будущего освободителя крестьян.
Обаянию её поддались и некоторые чуткие сферы правящих классов.
«Запискам охотника» принадлежит такая же роль в истории освобождения
крестьян, как в истории освобождения негров — «Хижине дяди Тома»
Бичер-Стоу, но с той разницей, что книга Тургенева несравненно выше в
художественном отношении.
В художественном отношении «Записки
Охотника» вполне соответствуют великой идее, положенной в их основание, и
в этой гармонии замысла и формы — главная причина их успеха. Все лучшие
качества тургеневского таланта получили здесь яркое выражение. Если
сжатость составляет вообще одну из главных особенностей Тургенева,
обычно не любившего растекаться мыслью по древу, то в «Записках
охотника» она доведена до предела. Двумя-тремя штрихами писатель рисует
самый сложный характер: назовем для примера хотя бы последние две
странички очерка, где душевный облик «Бирюка» получает такое неожиданное
освещение. Наряду с энергией страсти, сила впечатления увеличивается
общим, удивительно мягким и поэтическим колоритом.
Пейзажная
живопись «Записок Охотника» не знает ничего равного себе во всей русской
литературе. Из среднерусского пейзажа Тургенев — первооткрывателем —
сумел извлечь самые задушевные тона, в одно и то же время и
меланхолические, и сладко-бодрящие.