Одними из ведущих тем романа Булгакова «Мастер и Маргарита» являются
тема Добра и Зла, а также тесно связанная с ней тема справедливости. Обе
этих проблемы развиваются в произведении параллельно – в так называемых
«иершелаимских главах», посвященных Иешуа Га-Ноцри и Понтию Пилату, а
также в московских главах, описывающих жизнь Москвы 30-ых годов 20 века.
Своеобразным «связующим звеном» между этими главами, а также
между миром земным и небесным, между низшим и высшим в романе являются
Воланд (то есть сам Сатана) и его свита. Именно Дьявол, а также
Коровьев, Азазелло и Бегемот внезапно появляются в советской Москве.
Какова же цель их визита?
Чтобы объяснить это, Булгаков дает в произведении портрет
современной ему Москвы. В романе этот город предстает как «ад на земле» -
безумное место, где сконцентрировались всевозможные человеческие
пороки. Именно в Москве в колоссальных масштабах процветает бюрократизм –
вспомним эпизод костюмом Прохора Петровича, который сам весьма успешно
подписывает бумаги и создает резолюции. Именно в этом городе все сферы
жизни поражены взяточничеством (история с председателем жилтоварищества
Никанором Ивановичем Босым), здесь процветают приспособленчество
(директор Варьете Степа Лиходеев) и распутство (Семлияров).
Кроме этого, Москва погружена в тотальный страх, ведь здесь из
своих квартир «мистическим образом» исчезают люди, а жители города
поделены на две категории: те, кто пишет доносы (образ Алоизия
Могарыча), и те, кто от них страдает (Мастер).
В целом, Москва 30-ых годов, по мнению Булгакова, погружена в
атмосферу тотальной безнравственности в самом широком смысле этого
слова. Кому же здесь еще появляться, как не самому Сатане?
Однако Воланд и его свита выполняют несвойственную им функцию: они не искушают, а карают тех, кто давно поддался искушению.
Вспомним, что эпиграфом к первой части романа, «представляющей»
нам Сатану и его слуг, являются строки из поэмы Гете «Фауст»: «Я часть
той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Следуя этому
«девизу», «темные» герои восстанавливают справедливость – выполняют
функцию, которая традиционно приписывается силам Добра. По мнению
Булгакова, Добро и Зло, Дьявол и Бог – две стороны одной медали,
призванные выполнять единую функцию – восстанавливать справедливость,
контролировать баланс светлого и злого в этом мире: «Все будет
правильно, на этом построен мир».
И если происходит какое-то нарушение, то в дело вступает тот,
кто сильнее. Писатель придерживается мнения, что в данном случае навести
порядок в Москве может лишь Сатана.
Поэтому Воланд при помощи своих слуг наказывает взяточника
Никонора Ивановича Босого, лжеца Варенуху, бездельника и развратника
Степу Лиходеева. «Получает свое» заведующий филиалом, буфетчик Варьете,
бездарный поэт Бездомный, и барон Майгель и прочие.
Но Сатана не только наказывает «злодеев всех мастей». Он еще и, в
соответствии со своим «кредо», «приносит благо». Ведь не кто иной, как
Воланд спасает Мастера и соединяет его с Маргаритой. Кроме того, именно
он восстанавливает и текст романа о Понтии Пилате («рукописи не горят»).
Дьявол дарует Мастеру столь нужный ему покой, лишив его Света, которого
тот не заслужил: «Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга,
свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно
встретите рассвет».
Таким образом, на мой взгляд, ответ на вопрос «Что несут Воланд и
его спутники миру: добро или зло?» однозначен. Как показывает нам
Булгаков, Сатана вернул в этот мир столь нужную ему справедливость –
воздал всем по их заслугам. Это значит, как мне кажется, что Воланд и
его свита, несмотря на свое «исконное» предназначение, несут в мир
добро, активно помогая светлым силам.