Реформация оставила глубокий след в истории Беларуси и имела положительные результаты. К ней примкнули многие магнаты из белорусско-литовских земель. К их числу относятся Радзивиллы, Сапеги, Ходкевичи, Глебовичи и др. Они с позиций государственного патриотизма стремились сохранить независимость ВКЛ. Феодалы-протестанты («евангелики») во время подъема Реформации занимали многие высшие государственные должности, преобладали в составе панов-рады. По их инициативе был издан виленский привилей Сигизмунда II Августа 1563 г. Этот документ уравнивал в правах всю шляхту страны независимо от вероисповедания: и католическую, и православную, и протестантскую. А в 1573 г. в Речи Посполитой Варшавская конфедерация приняла акт о свободе вероисповедания. Текст его вошел в III Статут ВКЛ. Протестантские школы, типографии, госпитали, письменность содействовали распространению в обществе просвещения, идей гуманизма, веротерпимости, миролюбия. Реформация способствовала развитию публицистической литературы, создававшейся в виде предисловий, послесловий, трактатов (научных произведений). Выдающимися публицистами были Сымон Будный, Василий Тяпинский, Андрей Волан, Лаврентий Крышковский. Они выступали в защиту родного языка, высмеивали религиозных фанатиков, отстаивали свободу личности. Реформация позволила определенному кругу населения белорусских земель ознакомиться с ценностями европейской культуры. Вместе с тем Реформация в Княжестве не достигла того уровня, который она имела в западноевропейских странах. На ее спад повлияла не только узость социальной базы протестантизма, но и образование Речи Посполитой, где ведущие позиции занимали католическая церковь и католическая шляхта.
Источник: http://www.gistoryja.ru/vtoraya-polovina-XVI-konec-XVIII-v/32-rezultaty-i-znachenie-reformacii.php