3 октября 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии родился С.Есенин. с двух лет по бедности отца и многочисленности семейства, был отправлен на воспитание к деду с бабкой.
Активное участие в воспитании Серёжи принимали его дядьки – люди озорные и весёлые. Чего только не приходилось делать Сергею в детстве: лазать по деревьям, чтобы снять мешавшие гнёзда грачей, заменяя собаку, плавал за подстреленными утками на озере. Среди мальчишек он был главным коноводом, всегда ходил в синяках, так как не мог пропустить ни одной драки.
Читал Серёжа уже в 5 лет, в 8 лет начал слагал стихи. Но осознано писать, по его словам, он начал к 16-17 годам.
Бабушка очень любила своего внука, часто рассказывала Серёж сказки. Если мальчику не нравился конец сказки, он переделывал его сам, чтобы кончилась хорошо и счастливо. Когда Серёжа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу.
Серёжа очень любил родную природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.
Рефлексия
Учащие после чтения составляют вопросы по тексту и отвечают на них.
III Работа над новым произведением.
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением С.Есенина «Колокол дремавший»
Чтение стихотворения учителем (музыка)
- Нарисуйте в своём воображении то, о чём услышите.
( во время чтения уч-ся рисуют воображаемые картины)
- Понравилось вам стихотворение?
- Какие картины вы увидели?
(обсуждение воображаемых картин)
- Какие чувства это стихотворение вызвало?
Работа с учебником
чтение стихотворения учащимися самостоятельно.
- Почему поэт говорит о колоколе «дремавший», как вы это понимаете?
- А, как вы думаете, почему поэт посвятил стихотворение колоколу, колокольному звону? Что можно предположить? (с церковью и с колокольным звоном была тесно связана вся жизнь села и самого поэта)
- Давайте, представим, как это могло быть.
Слайд № 4
– Посреди села проходила широкая улица, на ней – главное украшение села церковь. Её белоснежный купол был виден издалека. Колокольный звон созывал в воскресенье и в праздничные дни к обедне и всенощной.
(запись колокольного звона)
- Какие чувства вызвал у вас звук колоколов?
- Давайте ещё раз прочитаем стихотворение?
(чтение стихотворения детьми вслух)
- Какое время суток описывает автор в стихотворении?
- Как вы поняли, что речь идёт об утре?
- Что разбудил колокол?
- Какие глаголы употребил автор, чтобы показать пробуждение природы?
- Эти слова взяты из жизни природы и людей?
- Поэт говорит о неживом, как о живом (разбудил поля, улыбнулась земля и т.д.)
- Как называется этот приём? (олицетворение)
Физминутка
Чтение стихотворения по строфам с подробным анализом
- Как вы, понимаете, улыбнулась?
- Что значит, понеслись удары?
- Что поэт хочет сказать этим словом?
- Звонко раздаётся голос по лесам, как вы это понимаете?
- Что значит резвая волна
- Как это отгоняет сон?
- С какой целью автор употребил слово «где – то»
Работа с рифмами.
- Какие слова рифмует автор?
Работа с текстом, в котором пропущены рифмы (работа в парах), дети работают без помощи учебников.
Колокол дремавший
Разбудил---------------------
Улыбнулась солнцу
Сонная-----------------------
Понеслись удары
К синим----------------------
Звонко раздаётся
Голос по---------------------
Скрылась за рекою
Белая-------------------------
Звонко побежала
Резвая------------------------
Тихая долина
Отгоняет---------------------
Где – то за дорогой
Замирает---------------------
Проверка
Работа над интонацией и выразительностью чтения.
Конкурс на лучшего чтеца.
IY Итог.
- Какие слова или выражения С.Есенина вам особенно понравились?
- Что можно сказать об отношении автора к родной природе, к родному краю?
- Давайте вернёмся к словам С.Есенина, с которых мы начали урок.
- Можно назвать С.Есенина поэтом Руси, любящим свою родину?
Самооценка деятельности.
Шкала мнений