После присоединения к централизованному Русому государству Новгорода и Пскова города края утратили свою ведущую роль во внешней торговле, а после основания С. Петербурга хозяйственная жизнь городов продолжала приходить в упадок.
В тоже время Санкт-Петербург бурно развивается, используя своё выгодное географическое положение, которое усилилось с созданием воднотранспортных систем, связывающих его с Волгой, а затем и систем железных дорог. Первоначально промышленность Санкт-Петербурга была связана с созданием судостроительных верфей и производством для царского двора предметов роскоши: бархата, шёлка, позументов. Затем из Москвы сюда были переведены школы математики и навигации, инженерные и артиллерийские, Морская академия и Славянская школа, Славяно-греко-латинская академия. Затем была создана императорская Академия наук (1747г.) – теперь Российская академия наук.
Дореволюционная промышленность Санкт-Петербурга работала в основном на импортном сырье: английском угле, американском хлопке, привозном каучуке и российском, поступающем из других районов страны. Поэтому промышленность города привязывалась к морскому побережью. Среди промышленных предприятий преобладали государственные или развивающиеся на государственных заказах.
В XIX и начале XX века, в городе создаются предприятия по производству разнообразных судов ( особенно военных), паровозов, артиллерийских орудий, электротехнического оборудования. Строятся чугунолитейные, текстильные и кожевенные фабрики.