Тихим октябрьским вечером Пушкин попросил художника Карла Брюллова нарисовать портрет своей молодой жены Натальи Николаевны. Он называл ее просто - Натали. Чувство глубокой любви он сохранил до жены течение всей их совместной жизни. Кто же она, эта женщина, выпало счастье и одновременный экзамен быть возлюбленной такого человека?
О ней говорили разное в прошлом веке и в веке нынешнем. Кто - то завидовал, кто - злословил, кто - то пытался очернить ее. А Пушкин как будто чувствовал, что его счастье не может быть долгим. Поэтому Брюллов и рисовал этот портрет, оставляя образ прекрасной женщины для потомков.. Спокойное лицо с тонкими чертами, кроткий взгляд, нежность в каждом движении.
Встреча с Натальей Гончаровой состоялась зимним вечером 1828 года на бали в танцмейстера Іогеля.
"Наташа была действительно прекрасна, и я всегда восхищалась ею, - писала подруга Натали Н.М. Еропкина. - Воспитание в деревне, на чистом воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Сильная, ловкая, она была необыкновенно пропорционально сложена, от чего и каждое движение ее был полон грацией. Глаза добрые, веселые, с підохочувальним огоньком из-под оксамитних ресниц. Но покров скромности всегда вовремя останавливал слишком резкие порывы.
Но главную прелесть Натали составляли отсутствие всякой манерности и естественность. Надвзичайно выразительные глаза, очаровательная улыбка и простота, что притягивает, покоряли ей всех. Осталось загадкой, откуда нашла Наталья Николаевна такт и умение держать себя? Все в ней было проникнуто глубокой порядочностью. Все было "Comme il faut"-без всякой фальши. И это тем более удивительно, что того же нельзя было сказать о ее родственниках. Сестры были красивые, но изысканного изящества Натали напрасно было бы искать в них. Отец слабохарактерный, а под конец и не в своем уме, никакого значения в семье не имел. Мать далеко не отличалась хорошим тоном и была частенько пренеприємна. Впрочем, винить ее за это не приходится. Гончаровы были напіврозорені, и все заботы по содержанию семьи и спасения остатков имущества падали на нее. Дед Афанасий Николаевич, известный мот, и в старости не отказывался от своих замашек и только осложнял запутанные дела.
Поэтому Наталья Гончарова появилась в этой семье странным самородком. Пушкина пленила ее необычайная красота и не менее, вероятно, и очаровательная манера держать себя, что он так ценил".