Както так) В наше непростое время, когда прежняя вера в царство
справедливости на земле, которое последователями учения К. Маркса называлось “коммунизмом”, разрушена, замена отвергнутому идеалу ещё не найдена, а идеологический вакуум заполняется разного рода суррогатами типа сайентологии или мунизма, необходимо прежде всего обратиться к системам взглядов на мир и человека в нём, вырабатывавшихся человечеством на протяжении тысячелетий, чтобы противостоять попыткам внедрить в сознание людей деструктивные, разрушительные идеи, часто облечённые в религиозную оболочку.
Это особенно необходимо в нашей многонациональной стране, где сосуществуют верующие, принадлежащие к различным конфессиям, и атеисты. Для благополучного и мирного проживания в таких условиях необходима толерантность к любым точкам зрения, взаимоуважение людей любых взглядов и убеждений. Религия – это система устоявшихся взглядов. Чтобы уважительно относится к любым формам религии, необходимо знать религиозные традиции, иначе по неведению, нехотя, можно задеть религиозные чувства живущих рядом людей. Для самоуважения и сохранения культурных традиций следует знать историко-религиозные основы культуры и своего народа.
Нередко религиозные лозунги используются различного рода экстремистами, преследующими на деле далеко не религиозные цели. Чтобы отделить плевелы от зёрен, также необходимо знать не только основные религиозные постулаты, но и то, как они возникали и в связи с чем трансформировались.
Предметом изучения истории религии является возникновение и развитие религии как одной из форм мировоззрения, её распространение, влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь населения Земли, а также изменение религиозных традиций и современное состояние религиозных учений и церковных организаций.
Главные задачи курса истории религии:
анализ причин возникновения религии и церкви, путей развития мировых религий;
ознакомление с историей и современным состоянием бытующих в России религиозных традиций, верований и религиозных организаций;
формирование чувства взаимного уважения представителей различных религиозных взглядов, а также атеистов;
выработка умения ориентироваться в массе современных религиозных и псевдорелигиозных течений.
Если изучению различного рода философских систем ещё уделяется в высших и средних специальных учебных заведениях определённое место, то даже на знакомство с основными мировыми религиями учебных часов до недавнего времени не выделялось. Этот недостаток в настоящее время преодолевается, однако почти нет учебно-методической литературы по истории религии. Настоящее учебное пособие призвано хотя бы частично ликвидировать этот пробел.
Изучение истории религии особенно важно потому, что именно в процессе формирования религиозного взгляда на мир были выработаны основные моральные нормы, значение которых не оспаривается даже самыми последовательными атеистами. Религиозные представления о морали – это отражение реальной жизни, переплетённое с видением некоего идеала, квинтэссенции справедливости.
Как развивались эти представления, как интерпретировались в различных религиозных учениях, почему имеются столь различные подходы к трактовке смысла и назначения человеческого бытия, как и почему сформировались они , можно ли примирить взгляды различных религиозных конфессий, возможно ли в будущем объединение всех религий в единую мировую религию и нужно ли это? На эти и многие другие вопросы отвечает история религии.
Поскольку представляемый нами предмет является отраслью исторической науки, постольку и источники изучения его сходны или идентичны источникам общеисторическим. История религии опирается на материалы археологических исследований (археология – наука о материальных памятниках древнейших времён и методах их поисков), этнографию (науку об этносах и суперэтносах, их обычаях, традициях), антропологию (науку о человеке), фольклористику (науку об устном народном творчестве), языкознание (науку о закономерностях развития языков как в синхронии, так и диахронии). Невозможно изучение истории религии на достаточно высоком уровне без учёта данных таких наук, как социальная психология (наука о закономерностях психологии больших коллективов людей), социология (наука об обществе в целом и отдельных социальных институтах: государство, право, мораль и т.п.), политология (наука о функционировании политических институтов и закономерностях политических процессов).
Основными методами изучения предмета являются:
анализ данных других исторических наук;
исследование религиозной жизни народов мира;
реконструкция утраченных культовых явлений и воззрений, восстановление текстов документов религиозного характера;
сопоставление утверждений представителей различных религиозных конфессий.