1864 г. «Железная дорога» . В основе стихотворения лежит реальный
факт - строительство железной дороги между Петербургом
и Москвой. В стихотворении 4 главы, каждая из них несет свою
смысловую нагрузку, а в целом в композиции реализуется идея о безмерных
страданиях народа и высказывается мысль об их причинах.
I глава. Эмоциональные, возвышенные размышления автора
о красоте природы, о просторах родимой Руси. В этих размышлениях
видна преданная любовь поэта к родине и искреннее восхищение
красотой.
II глава. Используется прием антитезы, главная цель которого -
противопоставить красоту природы и жестокую эксплуатацию строителей
железной дороги. Глава логически связана не только с предыдущей
главой, но и с эпиграфом. Использование голосов мертвецов
и живых людей усиливает эту контрастность. Автор то предоставляет
слово самим строителям (например, голос белоруса) , то
говорит сам. В конце главы звучит голос поэта, предсказывающий оптимистическое
будущее: «Вынесет все - и широкую, ясную// Грудью
дорогу проложит себе» .
III глава - автор переводит рассказ в другой план, более масштабный.
Может ли народ быть созидателем, есть ли в нем нравственные
силы, способные преодолеть низость своей жизни. Генерал рассказывает
о строителях, да и вообще о русском человеке неприглядные
вещи («Не создавать - разрушать мастера...») .
IVглава - в ней как будто содержится подтверждение словам генерала
(«скопище пьяниц») . Прямого возражения нет. Но все содержание
поэмы опровергает слова генерала.