Образ Тараса Бульбы из одноименной повести Гоголя воплощает в себе
все типичные стороны украинского казачества. Человек, полный энергии,
не выносящий мирного домашнего существования, до седых волос
увлекающийся бурной жизнью, полной опасностей и тревог, Бульба рисуется в
повести Гоголя во весь рост, как семьянин, как военачальник, как
человек вообще.Тарас – суровый муж и суровый отец. С
оттенком снисходительности относится он к жене, которая, по его словам,
только «баба», то есть, существо, бесконечно ничтожное. Она, в его
глазах, не пользуется никаким авторитетом, и сыновей своих гоголевский
Бульба приучает не подчиняться её влиянию. Мягкость женской души, в его
глазах, большая опасность для удалого казака, если он поддастся чарам
любви женщины, все равно даже материнской, он может «обабиться»,
сделаться «мазунчиком» и погибнет для великого дела служения родине. Как
отец, Тарас Бульба представляется у Гоголя таким же суровым, он не
допускает в отношениях с сыновьями ласки и мягкости и предпочитает стать
с ними сразу в отношения старшего товарища. Вот почему он, при первой
же встрече с вернувшимися домой сыновьями, Тарас вступает в кулачную
драку со старшим, чтобы узнать его темперамент и силу, т. е. определить
ценность в нем будущего боевого товарища. Когда Бульбе приходится
решать, что для него выше любовь и жалость отца к сыну, или любовь
гражданина к родине, он без колебания и сомнений, с решительностью
истого римлянина ставит последнее чувство выше первого и собственной
рукой убивает Андрия, изменившего родине.Как военачальник,
Бульба в повести Гоголя энергичен, неутомим, предприимчив; он не знает
страха, усталости... Своих удальцов-«лыцарей» он знает прекрасно, умеет
влиять на них и словом, и делом: когда надо он пошутит, когда зажжет их
сердца воодушевленной патриотическою речью, а иногда их удаль умеет
воспламенить и лишней бочкой «горилки». Тарас хитер и прозорлив, в Запорожской Сечи он
ведет себя, как истый дипломат: ловко управляя психологией казаков, он
легко добивается назначения нового кошевого атамана. Во время примирения
казаков с поляками, он оказывается дальновиднее всех. К своим ратным
товарищам относится он по-братски, со всей нежностью, на которую он
только был способен. В нем глубоко развит дух товарищества: умирая
мучительною смертью, Тарас Бульба думает не о себе, а о своих ратных
товарищах и, изнемогая от мучений, находит в себе довольно сил, чтобы
казакам, уносящим свои головы, указать пути спасения. Как
человек, Бульба является олицетворением тех национальных черт, которые
намечены Гоголем в различных героях его повестей. Только в образе Бульбы
эти черты представлены в крупном виде. Упрямство казака Чуба упрямство
глупое и смешное, потому что направлено на вздор, у Tapaca вырастает в
упорство титана, воодушевленного патриотизмом. Равнодушие и ленивая
флегматичность комических хохлов различных повестей Гоголя вырастает в
образе Тараса в героическое спокойствие перед лицом действительной
смерти... Юмор его суров и не смешон, от него пахнет смертью. Тарас –
фигура, отлитая из стали, в то же время страстная, мятежная. Жестокий и
суровый в деле расправы и мести, Тарас великодушен, когда надо отплатить
за содеянное добро: он щадит жида Янкеля за ту помощь, которую он
оказал когда-то его брату. Гордый и непреклонный, Бульба умеет на время
смириться, унизить свое «лыцарское достоинство» и, под покровительством
Янкеля, под кирпичами ехать в Варшаву, чтобы повидать своего
богатыря-сына Остапа, приговоренного к смерти... Тарас ехал туда к сыну
не как отец, а как его ближайший друг и ратный товарищ, чтобы прибавить
силы нравственной в его мужественное сердце. Но честь казачества была
дороже для него этой «товарищеской любви» к Остапу, и не выдержал он
брани по адресу казаков, выругался сам, не побоявшись поставить на карту
свою голову и свидание с сыном. В момент казни Остапа, когда мужество
стало покидать юношу, и он воскликнул: «Батько! где ты? слышишь ли ты
все это?» Тарас Бульба воодушевил его своим железным криком: «Слышу!» и
мужество сына-героя было спасено!...