Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или
практически задачами.
Управление судном неразрывно связано с человеческим фактором,
который доминирует в статистике аварийности.
Внешними проявлениями этого фактора могут быть потери: скорости,
ориентации, ходового или маневренного времени судна и даже остойчивости,
мореходности и плавучести.
На необходимость скорейшего решения проблемы снижения влияния
человеческого фактора направлены: решение Совета национальной
безопасности и обороны от 16 мая 2008 г. «О мероприятиях по обеспечению
развития Украины как морской державы» (п. 0015525-08), введенного в
действие Указом Президента Украины от 20 мая 2008 г. № 463 (463/2008);
постановление Кабинета Министров Украины от 7 октября 2009 г. № 1137 «Об
утверждении Положения о Государственной системе управления
безопасностью судоходства» и приказ Государственной администрации
морского и речного транспорта Министерства транспорта и связи Украины от 8
февраля 2010 г. № 24 «О создании Совета Государственной администрации
морского и речного транспорта по вопросам безопасности судоходства».
В прогностическом плане управление судном предполагает решение
пространственно-временных задач движения в будущем – при планировании и
корректировке маршрута перехода, в настоящем – при непосредственном
управлении по траектории движения и в прошлом – при использовании уже
имеющихся знаний об управлении.
Известно, что пространственно-временные задачи решаются в
физическом – относительном времени. В то время как оператор не всегда
решает задачи и реализует решения синхронно физическому времени. Ему, по
своей психофизиологической природе, присуще свое – внутреннее
субъективное время, которое вводит элементы нелинейности по времени в
управлении судном. В этом, на наш взгляд, основное влияние человеческого
фактора в аварийности флота.
Проблема своевременности принятия решений и осуществления
управляющих воздействий на судно требует не только глубокого знания теории
корабля, теории управления движением, но и психофизиологического аспекта
операторской деятельности. Таким образом, процессы управления судном
осуществляются на основе принципов самоорганизации – вахтенного режима
труда и отдыха и требует междисциплинарного направления научных
исследований.