Тем не менее, выделяются такие отличия человека от животного: Человек сам создаёт для себя окружающую среду, преобразуя и изменяя природную среду. Животное же может только приспосабливаться к условиям природы. Человек меняет мир, не только сообразуясь со своими потребностями, но и по законам познания его, а также нравственности и красоты. Животное меняет мир, ориентируясь только на удовлетворение своих физиологических потребностей. Человеческие потребности всё время растут и меняются. Потребности же животного почти не меняются. Человек эволюционирует по биологической и социально-культурной программам. Поведение животных подчиняется лишь инстинктам. Человек относится к своей жизнедеятельности сознательно. Животное не обладает сознанием и следует только инстинктам. Человек создает продукты материальной и духовной культуры, творит, созидает. Животное ничего нового не создаёт и не производит. Человек в результате своей деятельности преобразует самого себя, свои способности, изменяет потребности, жизненные условия. Животные фактически ничего не меняют ни в себе самих, ни во внешних жизненных условиях. Таковы основные отличия человека от животного.
1. Истощение запасов дичи и полезных растений с совершенствованием способов охоты и ростом численности населения.
2. Повышение технического уровня орудий труда и развитие знаний.
3. Наличие благоприятных природных условий, способствующих развитию земледелия и скотоводства.
С переходом к производящему хозяйству человек начал выращивать пшеницу, ячмень, горох, чечевицу, вику, маис, финиковую пальму, банановое и хлебное дерево, разводить домашних животных - овцу, козу, корову, свинью, собаку, лошадь. Последствия: Переход к земледелию приводил к росту численности жителей. Избыточное население мигрировало на неосвоенные земли.
Соседская община - следующая формация после родовой. Если в родовой общине, её члены были связаны кровными узами. Глава - отец, а раньше мать. Дети, племянники, и т. д. ; то во время скитаний (кочевий) к ним прибивались люди, уже не стоящие в родстве. И, наоборот, кто-то отставал, кто-то уходил в другие общины. Так формировалась соседская община. они ещё вместе охотились, вместе обрабатывали примитивные поля. Но, это уже была не родня. выделялся вожак (вождь, конунг, и тд) его ближайшее окружение (дружина, не обязательно родня) . Так и началось расслоение на классы. Кто-то не вернулся с охоты. Вождь давал еду, но заставлял её отрабатывать. Кто-то погиб н стычке с другим племенем, а кто-то наоборот. разжился классными орудиями или мехами. Он уже не обязан был делиться. Вот так и рушились родовые связи, и соседская община стала предтечей возникновения классового общества.
Каменный топор, гарпун, копьё, мотыга и т.д.
Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.