При князе Ярославе Мудром впервые появился свод законов Древнерусского государства - “Русская Правда”. Эти законы были дополнены преемниками Ярослава. Из “Русской Правды” узнаем о социальной организации Киевского государства. Для характеристики социального строя восточных славян историки обычно обращаются к таким источникам, как “Русская Правда”, “Повесть временных лет”, а также к свидетельствам византийских, арабских и европейских источников.
“Русская Правда” называет основным населением страны свободных общинников -людинов, или людей (отсюда сбор дани с крестьян-общинников - полюдье) . Все свободные крестьяне объединялись в общины (вервь) .
Вторая большая группа населения - смерды. Это, возможно, несвободные или полусвободные княжеские данники. Смерд не имел права оставлять свое имущество прямым наследникам, оно передавалось князю. С развитием феодальных отношений эта категория населения увеличивалась за счет свободных общинников.
Третья группа населения - рабы. Они известны под разными названиями: челядь, холопы. Челядь - это раннее название, холопы - более позднее. По “Русской Правде” рабы были полностью бесправными. Раб не мог быть свидетелем на суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал.
Рабство было двух видов - полное и неполное. Источники полного рабства - плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба. Существовала категория неполных рабов - закупов (появились в XII в.) . Это разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за определенную ссуду (купу) . Закуп работал слугой в доме или в поле, был лишен личной свободы, но сохранял свое хозяйство и мог выкупиться, вернув долг. Другой группой зависимого населения Руси были рядовичи, потерявшие свободу при заключении договора (ряда) . Небольшую часть населения составляли изгои - люди, лишившиеся своего социального статуса: холопы, отпущенные на волю, общинники, изгнанные из верви и т. п. Они пополняли ряды ремесленников или княжеской дружины.