На
Метафора – это перенос наименования по сходству (внешнему,
внутреннему и пр.). Сходство может быть самым различным: по форме
(кольцо в двери, кольцо на пальце, кольцо дыма), по цвету (золотые
серьги и золотые волосы), по функции (дворник в доме и дворник у
автомашины),по месту нахождения (подошва сапога и подошва горы),по
впечатлению и ощущению (черная шаль и черная зависть).
Не все
метафоры выразительны. Есть так называемые сухие, стертые, окаменевшие,
мертвые метафоры, которые от частого употребления потеряли
выразительность и существуют во всех стилях речи: часы идут, часы ходят,
часы отстают, часы остановились; ножка стола, горлышко бутылки, стрелка
часов, спинка дивана. Их называют еще языковыми, потому что они
перестали восприниматься как переносные, превратились в прямые
наименования предметов и явлений.
Образные метафоры возникают
обычно на основе какого-нибудь непривычного и трудноуловимого сходства.
Они употребляются в художественной литературе, поэтому называются
поэтическими: «Над ним луч солнца золотой» (М.Лермонтов), «Эта прядь
такая золотая, разве не от старого огня?» (А.Блок), «Перезвон и перезвяк
листьев золотых и медных» (М.Межиров).
Среди образных метафор
особенно интересны авторские, или индивидуальные. Они очень выразительны
и отличаются свежестью, необычностью значения; «ситец неба», «березовый
ситец» (С.Есенин), «лезвие взгляда» (М.Шолохов),
«полотнища влажного мартовского ветра»(В.Белов); «шепот звезд» (Ю.Яковлев).
Авторские метафоры нередко встречаются в юмористических и сатирических
произведениях, где неожиданное метафорическое употребление слова дает
комический эффект: «Тимуров с букетом цветов нетерпеливо трамбовал
ногами асфальт». «Тонкий лучик надежды засветился на миг в окутанном
свинцовой хмаре сердца инженера Соусова». («Литературная газета»).
В образной речи распространены цепочки метафор, или развернутые
метафоры: «Сначала была мысль. Как и всякая мысль, она появилась
маленькой, жалкой и беззащитной. Но она росла, крепла, начала, наконец,
стучать ножками в мою скромную черепную коробку, требуя внимания»
(Юрьев).
Метонимия – это перенос названия по
смежности. В основе метонимии лежит не сходство явлений, как при
метафоре, а реально связанные явления. Случаи переносов многообразны,
главные из них следующие: