Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в различных странах, и
не менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней
сегодня. Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем
даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись
была доступна всем. Дело в том, что коренятся эти трудности не просто в
недостатке знаний у отдельного человека, причина их гораздо шире: она в
драматической судьбе самого древнерусского искусства, в драмах российской
истории.
Христианству на Руси Чуть более тысячи лет и такие же древние корни
имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего
"образ", "изображение") возникла до зарождения древнерусской культуры и
получило широкое распространение во всех православных странах. Иконы на
Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви
в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной
силой. Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства
сильным внутренним побуждением, это то, что Русь Приняла христианство
именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху ее
расцвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так
развито, как в Византии. И в это-то время новообращенная Русь получила
среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный
шедевр - икону Богоматери, получившую впоследствии наименование
Владимирской.