Образ дубровского старшего

0 голосов
37 просмотров

Образ дубровского старшего


Литература (16 баллов) | 37 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Помимо эпитета бедный, который встречается чуть ли не на каждой странице романа «Дубровский» , Пушкин много раз употребляет и однокоренные, сходные по значению слова: бедность, беда, несчастье, несчастный, несчастливый.. . Зачем он это делает? Что он хочет этим сказать? Чтобы это понять, необходимо проследить значение каждого эпитета отдельно.

В самом начале романа Пушкин характеризует эпитетом бедный Дубровского-старшего (1, 3). Что же в этом случае говорит автор произведения? В чем заключается «бедность» Дубровского? Конечно, Пушкин употребляет слово бедный в самом его распространенном значении – «небогатый» . Он противопоставляет характеристику материального положения героя качеству духовному. «Беден и независим» , – пишет он. Дубровский-старший хоть и не имеет достаточно денег, но у него есть чувство собственного достоинства, аристократическая гордость и самобытный внутренний мир, что нельзя сказать о даже слишком обеспеченном Кириле Петровиче Троекурове. Кстати, не за эти ли качества и способности Троекуров был так расположен к своему соседу?. . Еще, мне кажется, Дубровский-старший беден оттого, что не имеет общества себе подобных: он видит только самодура Троекурова с его бесконечными «благородными» забавами и гостей, трепещущих при одном имени Троекурова и готовых выполнить любое желание развращенного хозяина.

Дальше происходят бурные события романа: ссора Дубровского со своим именитым соседом, суд, болезнь старика. Теперь эпитет бедный в тексте романа несколько меняет свой смысл. К значениям «небогатый» прибавляются значения «больной» , «несчастный» , «убитый горем» (4, 6). Так и не выздоровев и не поправив дела, Дубровский-старший, не переставая страдать и болеть, скончался (7). Но в свои последние минуты он увидел рядом со своим домом врага – и словно увидел будущее разорение родного имения и несчастную судьбу сына. И если сначала Пушкин «компенсировал» материальную бедность Дубровского его внутренней неординарностью, то теперь автор напрямую жалеет жертву нечестности и подлости. И здесь мы видим прием углубления смысловой перспективы слова с помощью многообразия его субъективных применений.

(56 баллов)