Проблема чести, долга и человеческого достоинства тра-диционна для
произведений русской литературы XIX века. Повесть «Капитанская дочка» —
итог долгих размышлений А. С. Пушкина над этой проблемой. Писателя
волновало «отсутствие общественного мнения... равнодушие ко всякому
долгу, справедливости, истине», приводило в отчаяние «презрение к
человеческой мысли и достоинству». Ещё в письме к Чаадаеву он говорил об
общественной жизни как о «грустной вещи».
Размышления о нравственной жизни, морали нашли отражение в повести
«Капитанская дочка», причём честь стала в этом произведении Пушкина
мерой человечности и порядочности всех героев, введение историй жизни
которых помогает выявлению авторской позиции. Не случайно проблема
чести, долга и человеческого достоинства в повести сужена до дворянской:
дворянство было ведущим классом русского общества, и писателю важно
было показать, как люди этого класса ведут себя в ситуации жизни и
смерти.
Проблема чести и достоинства, центральная в повести, заявлена с первых
страниц произведения. Андрей Петрович Гринёв, отец повествователя,
некогда блестящий пре-мьер-майор, служивший при графе Минихе, отправляет
в армию своего сына не в знатный Петербург, в столицу, а в провинцию,
будучи абсолютно уверенным в том, что вдали от светской жизни сын
пройдет хорошую жизненную школу и станет достойным защитником отечества и
его гордостью, «да будет солдатом, а не шаматоном». Завет отца
перекликается с эпиграфом, предпосланным всей повести — «Береги честь
смолоду», в котором заключается основная мысль «Капитанской дочки». Вся
дальнейшая история Петра Гринёва предстает с точки зрения выполнения,
несмотря на все трудности и ошибки, отцовских наставлений и особенно
завета о сохранении чести.