Тема города в поэме Н.
В. Гоголя «Мертвые души»
В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» изображена широкая
панорама российской действительности.
Главный герой поэмы Павел Иванович Чичиков странствует по России с целью
приобретения умерших крестьян («мертвых душ»). Большая часть
повествования посвящена его поездкам к помещикам, то есть изображению
сельской жизни. Но немалое место занимает в поэме и тема города.
Повествование начинается с приезда главного героя в губернский город
NN. Из описания города видно, что это типичное российское захолустье.
Приезжий господин попадает в гостиницу, «где за два рубля в сутки
проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как
чернослив, из всех углов… Наружный фасад гостиницы отвечал ее
внутренности: она была очень длинна, в два этажа: нижний не был
выщекатурен и оставался в темно-красных кирпичиках, еще более
потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе;
верхний был выкрашен вечною желтою краскою». Из гостиницы приезжий
отправился осмотреть город. Город этот не отличался выдающимися
достопримечательностями: «мостовая везде была плоховата», чаще других
попадались «питейные дома», городской сад «состоял из тоненьких дерев,
дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень
красиво выкрашенных зеленою масляною краскою. Впрочем, хотя эти деревца
были не выше тростника, о них было сказано в газетах при описании
иллюминации, что «город наш украсился, благодаря попечению гражданского
правителя, садом, состоящим из тенистых, широковетвистых дерев, дающих
прохладу в знойный день», и что при этом «было очень умилительно
глядеть, как сердца граждан трепетали в избытке благодарности и струили
потоки слез в знак признательности к господину градоначальнику». Глаз
Гоголя подмечает и разные смешные несуразности, привычные для местных
жителей, но забавляющие приезжего. Например, «магазин с картузами,
фуражками и надписью: «Иностранец Василий Федоров».
Весь следующий день Чичиков посвятил визитам к городским сановникам.
«Был с почтением у губернатора, который… был большой добряк и даже
вышивал иногда по полю». Этого «добряка» позднее в разговоре с Чичиковым
Собакевич назовет «разбойником». После губернатора посетил всех
мало-мальски значительных чиновников города и всем очень понравился тем,
что каждого нашел за что похвалить в части вверенных им городских дел.
А тот же Собакевич, в противоположность Чичикову, охарактеризовал их
совсем иными словами: «Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город
там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все
христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и
тот, если сказать правду, свинья».
Так кто же прав — Чичиков или Собакевич? Пищу для ответа на этот вопрос
дает, например, колоритная сцена обеда у полицеймейстера в седьмой
главе. Как иронически сообщает автор: «Полицеймейстер был некоторым
образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно
как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в
собственную кладовую…» В восьмой главе Гоголь замечает, опять-таки
иронически, о городских чиновниках: они «были народ добрый, жили между
собою в ладу…»; люди «более или менее просвещенные: кто читал Карамзина,
кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Дамы
города NN «отличались, подобно многим дамам петербургским,
необыкновенною осторожностию и приличием в словах и выражениях.
Никогда не говорили они: «я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», а
говорили: «я облегчила себе нос», «я обошлась посредством платка».
Анализируя изображение городских чиновников в поэме
Гоголя «Мертвые души», можно сделать вывод, что они ведут такую же
жизнь, как и персонажи комедии «Ревизор». Их занятия пусты и никчемны.
Представляя собой власть, они ничего не делают для общественного блага,
а проводят время в карточных играх, бесконечных застольях за чужой
счет, интригах и сплетнях. А казнокрадство и мздоимство стали для них
нормой поведения и остаются безнаказанными. Да и может ли быть иначе,
если одним из главных взяточников и расхитителей является упомянутый
выше полицеймейстер, призванный стоять на страже закона.
Городские чиновники дополняют собой галерею «мертвых душ» российской
действительности, начатую образами помещиков Манилова, Коробочки,
Ноздрева, Собакевича и Плюшкина.
На этой странице искали :