1678-1741) – один из выдающихся представителей эпохи барокко. Он
родился в Венеции, где сначала учился у своего отца – скрипача капеллы
св. Марка, затем совершенствовался у Джованни Легренци. Много
концертировал в различных европейских странах, с большим энтузиазмом
занимался преподаванием и постановками своих опер. Долгое время он был
учителем игры на скрипке в одном из венецианских приютов для
девочек-сирот.
За цвет волос Вивальди прозвали «рыжим священником» (Prete rosso).
Действительно, профессию музыканта он совмещал с обязанностями
священнослужителя, но затем был отрешен от него за «недозволенное»
поведение во время церковной службы. Последние годы композитор провел в
Вене, где умер в бедности.
Творческое наследие Вивальди охватывает более 700 названий: 465
инструментальных концертов (из них полсотни – grossi), 76 сонат (в том
числе трио-сонаты), около 40 опер (одним из его либреттистов был
знаменитый К. Гольдони), кантатно-ораториальные сочинения, в том числе
на духовные тексты. Главное историческое значение его творчества
заключается в создании сольного инструментального концерта.
Один из наиболее чутких художников своего времени, Вивальди был в
числе первых композиторов, выдвинувших на передний план в искусстве
открытую эмоциональность, страсть (аффект), индивидуальное лирическое
чувство. Под его несомненным влиянием чрезвычайно типичный для барочной
музыки тип концерта для нескольких солистов (concerto grosso) в
классическую эпоху отошел на второй план, уступив место сольному
концертированию. Замена группы солистов одной партией явилась выражением
гомофонных тенденций.
Именно Вивальди выработал структуру и тематизм позднебарочного
сольного концерта. Под воздействием итальянской оперной увертюры он
устанавливает трехчастный концертный цикл (быстро – медленно – быстро) и
упорядочивает последование tutti и solo на основе барочной концертной
формы.