Благодаря антропоморфной природе куклы в литературных произведениях чаще всего встречаются мотивы «оживления» куклы, превращение из искусственного и неживого в настоящее и живое. Примерами могут служить «Приключения Пиноккио История древней куклы» Карло Коллоди и "Золотой ключик или Приключения Буратино" А.Толстого. Также можно вспомнить знаменитого «Щелкунчика», который не только является героем сказки Гофмана и балета П. И. Чаковского, но повлиял на творчество многих писателей и художников. Тема оживших кукол также лежит в основе сюжетов еще двух классических балетов: французского балета Коппелия» (1870) и австрийского одноактного балет «Фея кукол» (Die Puppenfee) 1888 года.
Ю. К. Олеша "Три толстяка" , Джанни Родари "Путешествие голубой стрелы"