Именем Словесности означается
совокупность памятников, в которых выразилась душа и жизнь народа[1] посредством
языка, изустно либо письменно; под именем же языка разумеется
живая, органическая совокупность слов, коими выражает себя народ.Бессмертная и разумная душа вместе
с божественным даром слова составляет высокое отличие человека от всех
земнородных существ и принадлежит всем людям: потому каждый народ говорит известным
языком, своим собственным либо перенятым от других народов[2], и
каждому народу врождено иметь свою Словесность. Но как раскрытие души и жизни у
разных народов бывает неодинаковое и неравное, то и Словесность бывает с
разными особенностями и на разных степенях развития: у одних она представляет
только зачатки, только первоначальные изустные памятники, например пословицы,
песни; у других она достигает богатой полноты развития в разные роды
Красноречия и Поэзии, например у древних Индийцев и Греков, — или же
являет особенную степень высоты, например у древних Евреев.
По степени высоты и полноте развития
Словесности, можно судить и вообще о степени просвещения и развитии внутренней
жизни народа и о значительности его в Истории человечества. Отсюда открывается
важность изучения Словесности и необходимость исследования оной в связи со всей
Историей народа, тем более, что и вся История сохраняется преимущественно в памятниках
словесных.
Историею Словесности называется наука, имеющая предметом своим изустные и
письменные памятники Словесности какого-либо народа, язык его и письмена — в
их постепенном развитии и взаимной связи, и в связи со всею жизнью того народа,
особенно с его просвещением.
Каждый народ живет по-своему; потому и
Словесность у каждого замечательного народа более или менее особенная, и может
быть предметом особого изучения и исследования.
Как жизнь каждого человека изменяется по возрастам,
так и жизнь целого народа, хотя представляет непрерывный ряд событий, но имеет свои
эпохи, по коим История определяет периоды народной жизни. Таким же образом и в
развитии Словесности есть свои периоды, настающие с появлением новых
животворных начал и стремлений в умственной жизни народа. Но как новое начало
жизни раскрывается в собственных выражениях не вдруг, а постепенно; потому 1) и
самые периоды имеют еще свои частые ступени развития или отделы; 2) в
начале каждого нового периода продолжается, и даже иногда господствует,
направление предыдущего, кончающегося периода, и таким образом первый отдел
каждого периода бывает обыкновенно только предобразовательный, представляя в
себе начатки своего и довершение прежнего периода.История Словесности, рассматривая памятники
ее в их взаимной связи и в связи со всею жизнью народа, по возможности отличает
и определяет не только периоды Словесности, но и частные их отделы, стараясь притом
отличать разные направления, сходящиеся нередко в
одном и том же периоде или отделе. Таким образом она не только определяет
памятники Словесности порознь и отличает между ними важнейшие; но разнообразие их
приводит к единству, а свои частные исследования к общим выводам, и
представляет их в стройной целости или системе. Исследуя памятники Словесности,
она обращает внимание и на писателей, как потому, что сочинения их много поясняются
из их жизни, так и потому, что они своими сочинениями и жизнью принимают
обыкновенно известное участие в просвещении своего народа.
[1] Произведения
одного лица, называемые обыкновенно сочинениями, как бы значительны ни
были, не составляют еще Словесности. Словесность принадлежит целому
народу; она образуется из совокупных трудов многих лиц, как целое тело
из своих членов, и на известной степени народной жизни бывает можно сказать безличная:
кто, например, сложил это богатство наших народных песнопений?[2] Так
Евреи, в разговоре употребляют язык перенятый у Немцев и других; собственный же
свой язык Еврейский употребляют в Богослужении.