После окончания второй мировой войны, которая причинила всем ее
участникам огромный ущерб, перед ведущими странами Западной Европы и США
встала сложнейшая Задача реконверсии, то есть, перевода экономики на
мирные рельсы. Это была общая для всех проблема, но существовала и
национальная специфика.
США были единственными из ведущих стран
мира, которые смогли нажиться на войне. На территории этого государства
находилось 75 % мировых запасов золота. Доллар стал главной валютой
западного мира. Иная ситуация была в Западной Европе. Западноевропейские
страны можно условно разбить на три группы: в первую входит Англия, на
территории которой не велись наземные бои (она подвергалась только
бомбардировкам), во вторую — Германия, временно утратившая свой
суверенитет, и в наибольшей степени пострадавшая от боевых действий, в
третью — остальные государства — участники войны. Что касается Англии,
то ее общие потери превысили четверть всех национальных богатств.
Государственный долг утройдся. На мировом рынке Англию потеснили США. В
Германии в сфере экономики ситуация была вообще близкой к краху:
промышленное производство не достигало и 30 % от довоенного уровня.
Население оказалось полностью деморализованным, а судьба страны —
абсолютно неясной. Ярким примером государств, относящихся к третьей
группе, можно считать Францию. Она весьма серьезно пострадала от
четырехлетней оккупации. В стране ощущался острый недостаток топлива,
сырья, продовольствия. Финансовая система также находилась в состоянии
глубокого кризиса.
Такова была та исходная ситуация, с которой
начался процесс послевоенного восстановления. Практически везде он
сопровождался острейшей идейно-политической борьбой, в центре которой
стояли вопросы о роли государства в осуществлении реконверсии и о
характере социальных отношений в обществе. Постепенно обозначилось два
подхода. Во Франции, Англии, Австрии сложилась модель государственного
регулирования, предполагавшая прямое вмешательство государства в
экономику. Здесь была проведена национализация ряда отраслей
промышленности и банков. Так, в 1945 г. лейбористы осуществили
национализацию английского банка, чуть позднее — угледобывающей
промышленности. В собственность государства были переведены также
газовая и электроэнергетические отрасли промышленности, транспорт,
железные дороги, часть авиакомпаний. Крупный государственный сектор
образовался в результате проведения национализации и во Франции. В него
вошли предприятия угольной промышленности, заводы «Рено», пять главных
банков, основные страховые компании. В 1947 г. был принят общий план
модернизации и реконструкции промышленности, заложивший основы
государственного планирования развития основных секторов экономики.
По-иному решалась проблема реконверсии в США. Там
частнособственнические отношения были намного прочнее, и поэтому акцент
делался лишь на косвенные методы регулирования через налоги и кредит.
Первостепенное внимание в США и Западной Европе стали уделять трудовым
отношениям, основе всей социальной жизни общества. Однако на эту
проблему смотрели везде по-разному. В США был принят закон Тафта-
Хартли, который вводил жесткий государственный контроль над
деятельностью профсоюзов. В решении же остальных вопросов государство
пошло по пути расширения и укрепления социальной инфраструктуры.
Ключевой в этом плане стала выдвинутая в 1948 г. программа
«справедливого курса» Г. Трумена, предусматривавшая повышение минимума
заработной платы, введение медицинского страхования, строительство
дешевого жилья для низкодоходных семей и т. д.. Сходные мероприятия
проводило лейбористское правительство К. Эттли в Англии, где с 1948 г.
внедряется система бесплатного медицинского обслуживания. Прогресс в
социальной сфере был очевиден и в других западноевропейских странах. В
большинстве из них профсоюзы, находившиеся тогда на подъеме, активно
включились в борьбу за решение основных социальных проблем. Результатом
этого стало небывалое увеличение государственных расходов на социальное
страхование, науку, образование и профессиональную подготовку.
Следует отметить, что сдвиги, произошедшие в первые послевоенные годы в
социально-экономической сфере, нашли соответствующее отражение и в
политико-правовой области. Практически все политические партии Западной
Европы в большей или меньшей степени восприняли идеологию и практику
реформизма, что в свою очередь, было закреплено в конституциях нового
поколения. Речь идет, прежде всего, о конституциях Франции, Италии,
отчасти ГДР. В них наряду с политическими свободами были зафиксированы и
важнейшие социальные права граждан: на труд, на отдых, на социальное
обеспечение и образование. Таким образом, государственное регулирование
после войны стало главным фактором в развитии западноевропейской
экономики. Именно активная регулирующая деятельность государства
позволила достаточно быстро преодолеть те трудности, с которыми
столкнулась западная цивилизация на данном этапе развития.