Батальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного
искусства, посвященный темам войны, битв, походов и эпизодов военной
жизни. Главным образом этот жанр характерен для живописи, отчасти также
графики и скульптуры. Он может быть составной частью исторического и
мифологического жанра, а также изображать современную художнику жизнь
армии и флота. Батальный жанр может включать в себя элементы других
жанров — бытового, портретного, пейзажного, анималистического (при
изображении конницы), натюрморта (при изображении оружия и других
атрибутов воинской жизни). Формирование батального жанра
начинается в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан,
Тинторетто), он переживает свой расцвет в XVII—XVIII вв. (Д. Веласкес,
Рембрандт, Н. Пуссен, А. Ватто) и особенно ярко передает трагедию войны в
период романтизма в 1-й половине XIX в. (Ф. Гойя, Т. Жерико, Э.
Делакруа). Художники-баталисты, как правило, стремятся передать
героическую готовность к борьбе, воспевают воинскую доблесть, торжество
победы, но порой в своих произведениях они разоблачают античеловеческую
сущность войны, проклинают ее (П. Пикассо «Герника», картины В.
Верещагина, М. Грекова, А. Дейнеки, Е. Моисеенко, Г. Коржева и др.). Формирование
Б. ж. относится к 16—17 вв., но изображения битв известны в искусстве с
древнейших времён. Рельефы Древнего Востока представляют царя или
полководца, истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов. В
древнегреческой вазописи, рельефах на фронтонах и фризах храмов
воспевается как нравственный образец воинская доблесть мифических
героев; уникально изображение битвы Александра Македонского с Дарием
(римская мозаичная копия эллинистического образца 4—3 вв. до н. э.).
Рельефы на древнеримских триумфальных арках и колоннах прославляют
завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения
изображали на тканях («Ковёр из Байё» со сценами завоевания нормандцами
Англии, около 1073—83), в европейских и восточных книжных миниатюрах
(«Лицевой летописный свод», Москва, 16 в.), иногда на иконах;
многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Камбоджи, индийских
росписях, японских живописи. К эпохе Возрождения в Италии относятся
первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла
Франческа — 15 в.); героическую обобщенность и большое идейное
содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва
при Ангьяри», 1503—06), показавшего яростное ожесточение схватки и
«зверское безумие» междоусобиц, и Микеланджело («Битва при Кашине»,
1504—06), акцентировавшего героическую готовность к борьбе; Тициан ввёл в
сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре»,
1537—38), а Тинторетто — неисчислимые массы воинов («Битва при Заре»,
около 1585). В становлении Б. ж. в 17 в. большую роль сыграли
острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло,
глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в
«Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634—35), драматическую страстность
батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Позже выделяются
баталисты-профессионалы (А. Ф. ван дер Мёлен во Франции), формируются
типы условно-аллегорической композиции, возвеличивающей полководца,
представленного на фоне битвы (Ш. Лебрен во Франции), небольшой
батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий)
изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С. Роза в
Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. ван де
Велде в Голландии). В 18 в. условным официальным баталиям противостояли
правдивые изображения тягот походной и лагерной жизни (А. Ватто во
Франции), а позднее — картины американских живописцев (Б. Уэст, Дж. С.
Копли, Дж. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в
изображение военных эпизодов: родился русский патриотический Б. ж. —
картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н.
Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской
М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762—64), большие
батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с
изображениями штурмов Очакова и Измаила. Великая французская революция и
наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро
(пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому
возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража),
сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но
вместе с тем и психологически верные романтические образы
наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические
сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике
испанского художника Ф. Гойи. Историзм и свободолюбивый пафос
прогрессивного романтизма ярко выразились в батально-исторических
картинах