Ещё за 1200 лет до рождения Конфуция один из древних правителей Китая сказал: “Великий Бог даровал людям нравственное чувство, следование которому неизменно ведёт к добру. Заставлять людей спокойно подчиняться этому чувству есть задача правителя”. Конфуций хорошо знал это изречение, он учил, что дурной человек непригоден к управлению. “...Правительство, которое притесняет, хуже дикого зверя и его более боятся, чем тигра”. “Где государь - государь, министр - министр, отец- отец, сын - сын, там мудрое правительство. ”
Конфуций учил, что управлять - это значит ставить каждого на свое место в обществе в соответствии с его качествами. Он считал также, что каждый человек должен по возможности учиться и нравственно совершенствоваться. Правители обязаны призывать народ к обучению, воспитывать и обучать его. Горячо любя свою родину, он восставал против внутренних распрей между правителями отдельных уделов и отстаивал необходимость объединения Китая путем подчинения удельных владетелей моральному авторитету главы государства.
Согласно преданиям, Конфуций имел 3 тыс. учеников, среди которых 72 были наиболее выдающимися. Любимым учеником Конфуция был рано умерший Янь-Юань, а главным пропагандистом его учения - Мынь-Цзы (381-288 гг. до Р. Х.) . В сопровождении учеников Конфуций долгие годы странствовал по различным царствам Древнего Китая, стремясь найти применение своим принципам мудрого управления государством, но правители тяготились им также, как тиран Дионисий тяготился Платоном. Наконец, на пятьдесят втором году жизни, он получает место наместника города Хунг-то. Его деятельность даёт блестящие результаты и он назначается надзирателем государственных земель, а позднее министром юстиции.
Шестидесяти восьми лет, благодаря влиянию одного ученика, занимавшего важный пост в Лу, Конфуций наконец вернулся в родную провинцию. Не имея больше влияния на правящий дом, он посвятил последние годы составлению летописи Лу “Чуньцю” (“Весна и осень”), охватывающей период 722-481 г. до Р. Х. , редактированию “Шу цзин” (“Книги истории”), “Шиц зинь” (“Книги стихов”), входящих состав четырех- и пятикнижья. Из древнего литературного наследия Китая более других Конфуций восхвалял “И цзин” - “Книгу перемен”). Эта книга, использующаяся до сих пор для гадания, заключает в себе по мнению ученых теорию явлений физического мира и свод различных морально-этических принципов, выраженных линиями и цифрами. В этой книге есть удивительные аналогии с сочинением Пифагора “Об элементах чисел, как элементах реального мира”. Эта книга до сих пор остается загадкой, ведь на сегодняшний день ни один ученый, ни китайский, ни иностранный, так и не дали по ней удовлетворительного разъяснения. Конфуций же говорил об “И цзин”, что проживи он дольше, он посвятил бы этой книге пятьдесят лет и тогда бы мог не иметь недостатков.
Конфуций в принципе не проповедовал каких-нибудь новых идей; он твёрдо верил в своё призвание воскресить в памяти людей повеления древних мудрецов, противодействовать злу и несправедливости, сделать китайский народ добродетельным, счастливым и процветающим.
Его учение проникнуто сознанием нравственного роста человека в гармонии с природой. Именно эта гармония и определяет нормы нравственности. Всей своей жизнью Конфуций неустанно старался показать пример того, что, по его мнению, должно быть идеалом человека:
“Не делай другим того, чего не желаешь себе”,
“Сначала познай самого себя”,
“Сначала поправь самого себя”,
“Плати за добро добром и справедливостью за зло”.