Невесело
приносить домой двойки – вот основная мысль картины. Эту мысль художник раскрыл
средствами живописи. Он расположил героев так, что каждый хорошо виден и в то же время все действующие
лица связаны одним переживанием, которое заключено в названии картины. На переднем плане мы видим мальчика, он
ученик 5 класса. Светлая голова с хохолком нам макушке, пухлые губы, живые,
виноватые глаза. Ему грустно оттого, что он опять получил двойку, за которую
нужно отвечать. В руках у него старенький
портфель, в котором в беспорядке находятся школьные принадлежности, а сверху
лежат любимые коньки. Из-за них, наверное, он в который раз получает 2, потому
что уроки учить ему некогда. Собака с
радостью бросается к мальчику, а тот так огорчен, что даже не смотрит на своего
верного друга. Она заглядывает к нему в глаза, не понимая его грусти. Сестра – семиклассница изображена на заднем
плане, на фоне открытой двери, так, чтобы свет падал, освещая фигуру девочки.
Она, чуть склонив голову, внимательно
и укоризненно смотрит на брата
.Судя по прилежному виду, она, очевидно,
умница и отличница. Ей непонятно, как можно так относиться к урокам.
Огорчена и мать мальчика. Особенно удался художнику взгляд матери. Стиснув до
боли руки, эта молодая еще, но усталая женщина с немым упреком смотрит на сына.
И так немало забот у нее, а мальчишка совсем от рук отбился. Вот и сегодня
опять получил двойку. Только младшего
братишке непонятно, отчего все так огорчены.
Он весело катается по комнатам на велосипеде. Раскрытию замысла помогают краски. Они
скромны и неярки. Ведь художник рассказал не о праздничном событии, а об
обычном будничном дне в семье, поэтому использовал приглушенные тона
(голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, болотного цвета пальто мальчика). Рисуя лицо мальчика, Р. Не просто создавал
портрет, а изобразил школьника, огорченного своей двойкой, - на него смотрит
вся семья, ему стыдно перед матерью и сестрой, досадно, что братишка смеется
над ним. Вот такие сложные чувства выразил
художник в одном только лице мальчика, изображенного в центре картины.