Образы помещиков играют важную роль на протяжении
всего сюжетного развития поэмы. Пять помещиков , к которым заезжает Чичиков ,
появляются в определенном порядке,
обусловленном степенью оскудения. Они также «мертвые души». Образы
помещиков индивидуализированы , что позволяет
обрисовать поместное дворянство
как особый социальный слой. Быт помещиков обрисован с помощью художественных деталей , выявляющих сатирическую
направленность изображения. Вначале
Чичиков посещает усадьбу Манилова. Несмотря на сладкое убедительное приглашение Манилова , его
деревня «немногих могла заманить своим местоположением» , и господский дом стоял «на юру
одиночкой», и между серыми избами
крестьян не видно было зелени. Столь же
ложная «заманчивость» была видна и во
внешнем облике Манилова. Он блондин с голубыми глазами, улыбчивый и
«приятный». Но в действительности его обращение вселяет в собеседника
«скуку смертельную». Ни дворня , ни крестьяне
не видят его поступков , только «прожекты», которые «так и оканчивались только одними
словами». В его кабинете лежит книга ,
но закладка в ней уже в течение двух лет на «14 странице». В доме мог бы быть
достаток, но «чего-нибудь вечно недоставало». Под стать
Манилову его жена , которую Чичиков «совершенно было не приметил». Маниловы
совершенно всем довольны , счастливы, но
при этом «пусто в кладовой», «воровка ключница» ,«пьяницы слуги». Манилов
любит поразмышлять и помечтать , при этом даже о вещах, полезных для крестьян. Но автор быстро
рассеивает это первое впечатление и определяет настоящую цену мечтательности Манилова. Его
самодовольство прикрывает внутреннюю
пустоту и паразитизм. Его прожектерство (желание построить через деревенский пруд каменный мост с
лавками, где продавались бы товары,
нужные для крестьян ) было далеко
от настоящих запросов жизни и реальных возможностей. О действительных нуждах крепостных
Манилов не знал и не думал , «никогда не ездил на поля» , во всем соглашался с
приказчиком. Гоголь демонстрирует полную неспособность помещика к делу . Это
выражалось в его неумении позаботиться даже о собственных нуждах. Маниловщина как социально-психологическая категория была
открыта Гоголем , получившим большое значение
для понимания и оценки этого широко распространенного явления. Характеры,
созданные Гоголем в поэме , разнообразно и разносторонне рисуют состояние
дворянско-помещичьего класса в крепостнической
России . Это действительно мертвые души.