1-е января «Как часто, пёстрою толпою окружён…» (1840)
Двоемирие — отличительная черта романтизма. И в этом смысле перед нами хрестоматийный пример оппозиции реального мира — лицемерного, бездушного, чуждого лирическому герою — и мира прекрасной мечты, где он свободен и счастлив.
В качестве вступления можно порассуждать о романтических произведениях Жуковского и раннего Пушкина, о близости лермонтовского романтизма (особенно раннего) к Байрону;об историко-литературной ситуации 40-х годов.Этому может быть посвящена основная часть сочинения.Говоря о реальном мире,чуждом лирическому герою и созданном в первых строфах, важно вспомнить об образе маскарада — лживости, лицемерия “света”.В нём невозможны истинные чувства: руки “бестрепетны”,а значит, любовь ложна. “Звуки” превращаются в “шум музыки и пляски”, “дикий шёпот затверженных речей”. Этот мир создаёт ощущение пестроты.Блеск — единственное цветовое обозначение реального мира.Вспоминаются глаза Печорина: “То был блеск,подобный блеску гладкой стали,ослепительный,но холодный”.Реальный мир наполнен “бездушными” людьми.В противоположность ему идеальный мир — сугубо мир “души” лирического героя. Его прекрасная мечта. Поэтому звуки здесь становятся “святыми”.
Этот мир светел, наполнен ощущением любви: “лазурный огонь” в глазах, “розовая улыбка”, как “молодого дня за рощей первое сиянье”. Свет вечернего луча, как и часто у Лермонтова,приносит покой и умиротворение. Мир мечты обретает цвет. Опять,как и в «Родине», при описании природы эпитеты точны,и мир сам по себе (без романтических “затей”) приобретает истинную красоту: “зелёная сеть трав”, “тёмная аллея”, “жёлтые листы”.
Идеальный мир не статичен, он живёт своей таинственной и прекрасной жизнью — “вечерний луч глядит сквозь кусты”, пруд — “спящий”.
Чувства находят своё выражение: плачу, люблю. Важность слёз. “Дивное царство” идеальной мечты запечатлевается в памяти и становится единственным местом, где душа лирического героя получает возможность жить, испытывать эмоции.“Дивное царство” мечты неподвластно времени.
Могучая роль воспоминания, его эмоциональная нагруженность (“погибших лет” святые звуки). Память — носитель идеального прошлого. “Забыться памятью” — кажущийся оксюморон. Для Лермонтова он имеет значимость: забыться — уйти от действительности(настоящего).Возвращение к былому не только уводит лирического героя от реальности,но и делает свободным — не столько от жизненных условностей,сколько во времени и пространстве.Не случайно использование настоящего время при рассказе о прошлом. Потому так горько возвращение к реальной жизни.
Следует обратить внимание и на то, что воспоминание в романтическом мире Лермонтова приобретает не только временную,но и мировоззренческую характеристику.Это и воспоминание души о другом, идеальном мире, из которого она “родом”:«Ангел», «1831-го июня 11 дня».
Причастность к миру “иному”,миру мечты,как и отказ от лжи и лицемерия действительности — причина одиночества лирического героя. В этой связи наиболее актуальными становятся мотив изгнанничества и мотив одиночества в людской толпе,не способной понять и оценить лирического героя.
Обращаясь к художественным особенностям,наряду с эпитетами (типологически разными в разных частях стихотворения) необходимо подчеркнуть развёрнутое сравнение как весьма характерный лермонтовский приём.Ранняя лирика Лермонтова наполнена сравнениями такого типа.На уровне лексики нельзя не обратить внимания на уже упоминавшееся слово “пустыня”, на этот раз входящее в оксюморон “пустыня морей”.Следует обратить особое внимание на финал стихотворения, где важнейшим становится мотив обмана. Обман реального мира и невозможность уйти от него — это мировой,жизненный обман.Обман становится характеристикой мира,человеческой жизни.Можно добавить ещё,что,как у истинного романтика,у Лермонтова сюжеты многих стихотворений имеют биографическую основу.В связи с этим стихотворением связано полулегендарное происшествие на балу-маскараде в Дворянском собрании 1 января 1840 г.