Александр III – сын Александра II. Александр III взошел на престол после убийства отца, которым был шокирован. Александр Ш правил с 1881 по 1894 год.
Александр Ш по своим взглядам на развитие государства был консерватор. Еще в начале своего правления, в 1881 году, он издает манифест «О незыблемости самодержавия», тем самым перечеркивая все планы либералов, в том числе и Лорис-Меликова.
В годы его правления министерство финансов добилось роста доходов государства за счет повышения пошлин и косвенных налогов.
Проходили изменения в области местного управления. Земства, в которые входили преимущественно дворяне, полностью управляли крестьянами. Положение крестьян ухудшилось. Также при выборах в земства крестьянская курия лишилась права самостоятельного выбора, так как губернатор утверждал список, избираемых в земства, исключая по своему усмотрению нежелательных кандидатов.
Также изменилась система надзора за порядком. Теперь, если в губернии установлено чрезвычайное положение, то в ней могут не действовать законы страны, местное управление могло по своему желанию закрывать учебные заведения, ссылать людей на срок не больший 5 лет.
Была проведена реформа в образовании. В 1887 году был издан указ «о кухаркиных детях». Согласно этому указу дети лакеев, мелких лавочников не могли поступать в гимназии. Это делало образование вновь сословным. Также университеты снова утратили свою самостоятельность. Александр III старался подчинить среднее образование государству и церкви.
В стране была установлена жесткая цензура. Закрывались многие журналы.
Во внешней политике дела обстояли относительно спокойно. Все противоречия Александр III предпочитал регулировать мирным путем, из-за чего император был назван миротворцем. Однако сложилось два противоборствующих лагеря Тройственный союз (1882) и Антанта, которая образовалась в 1893 году из Франции и России, позже к ней присоединилась Англия.
Итак, в стране во времена Александра III было спокойно, однако начинали формироваться различные движения, недовольные властью. Усилился произвол полицейских и местного управления на местах. Устанавливался жесткий контроль за культурой и образованием. Если говорить об итогах на мировом уровне, то в его время образовалось два противоборствующих лагеря, которые готовились к войне.