Древние греки называли политикой
Социально-политический строй Древней Греции представлял собой
своеобразную систему независимых полисов, т. е. небольших, иногда даже
крошечных государств. Территория полиса состояла из города и прилегающих
к нему селений. По подсчетам современных историков численность
свободного населения полиса редко достигала 100 тыс. человек.
Общей
чертой полисной жизни VII-V вв. до н. э. являлась борьба между родовой
аристократией, перераставшей в рабовладельческую наследственную знать, и
торгово-ремесленными кругами, образовывавшими вместе с отдельными
слоями крестьянства лагерь демократии. В зависимости от перевеса той или
иной стороны государственная власть в полисах принимала форму либо
аристократического правления (например, в Спарте) , либо демократии
(Афины) , либо переходного правления тиранов (тирания - власть одного
или нескольких лиц, узурпировавших ее силой) .
Политическая
идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в
процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм
общественного сознания. Развитие этого процесса в античной Греции, где
сложилось рабовладельческое общество, имело значительные особенности по
сравнению со странами Древнего Востока.
Интенсивная торговая
деятельность греков, расширявшая их познавательный кругозор,
совершенствование технических навыков и умений, активное участие граждан
в делах полиса, особенно демократического, вызвали кризис
мифологических представлений и побуждали искать новые приемы объяснения
происходящего в мире. На этой почве в Древней Греции зарождается
философия как особая, теоретическая форма мировоззрения.
Политико-правовые концепции начинают разрабатываться в рамках
общефилософских учений.
Для развития социально-политической теории
первостепенное значение имело расширение эмпирических знаний.
Многообразие политического опыта, накопленного в государствах-полисах,
стимулировало теоретические обобщения практики осуществления власти и
создание учений, в которых поднимались проблемы возникновения
государств, их классификации, наилучшей формы устройства. Правовая мысль
Древней Греции постоянно обращалась к сравнительному изучению законов,
которые установили в полисах первые законодатели (Ликург - в Спарте,
Солон - в Афинах) . В произведениях греческих мыслителей была
разработана классификация форм государства (монархия, аристократия,
демократия и др.) , вошедшая в понятийный аппарат современной
политической науки.