ПОВЕСТВОВАНИЕ.
Это было на рассвете. Я стоял на
назначенном месте с моими тремя секундантами. С неизъяснимым
нетерпением ожидал я моего приятеля. Я увидел его издали. Он шёл пешком,
с мундиром на сабле, сопровождаемый одним секундантом. Мы пошли к нему
навстречу. Он приближался, держа фуражку, наполненную черешнями.
Секунданты отмерили нам двенадцать шагов. Мне должно было стрелять
первому: но волнение злобы во мне было столь сильно, что я не понадеялся
на верность руки и, чтобы дать себе время остыть, уступал ему первый
выстрел; противник мой не соглашался. Положили бросить жребий: первый
нумер достался ему, вечному любимцу счастия. Он прицелился и прострелил
мне фуражку. Очередь была за мною. Жизнь его наконец была в моих руках; я
глядел на него жадно, стараясь уловить хотя одну тень беспокойства...
Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплёвывая
косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что
пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит?
Злобная мысль мелькнула в уме моём. Я опустил пистолет. «Вам, кажется,
теперь не до смерти, – сказал я ему, – вы изволите завтракать; мне не
хочется вам помешать...». – «Вы ничуть не мешаете мне, – возразил он, –
извольте себе стрелять, а впрочем как вам угодно: выстрел ваш остаётся
за вами; я всегда готов к вашим услугам». Я обратился к секундантам,
объявив, что нынче стрелять не намерен, и поединок тем и кончился.
РАССУЖДЕНИЕ
Некогда Сократ, обвинённый в смертном преступлении, и от защитника
отказался, и перед судьями не угодничал, а держался вольного упорства
(порождённого высокостью души, а отнюдь не гордынею!) ...Наконец, уже
почти со смертоносной чашею в руке, разговаривал он так, словно ему
угрожала не бездна смерти, а восхождение в небеса [1. Приступ].
Рассуждал и говорил он об этом так. Два есть пути. Два есть пути, две дороги для душ, отходящих от тел [2. Разъяснение темы].
ОПИСАНИЕ
Кто пятнает себя людскими пороками, впадает в ослепляющие похоти и
оттого или оскверняет пороком или нечестием свой дом, или затевает
неискупимые коварства и насилия против своего государства, у тех дорога
кривая, уводящая их прочь от сонма богов. А кто сохранил себя чистым и
незапятнанным, меньше всех занимался делами телесными и всегда был от
них отрешён, тот и в людском теле вёл жизнь, подобную богам, и такие
люди находят возвратный путь туда, откуда пришли [3. Причина-довод].
При том вспоминает он лебедей, которые недаром посвящены Аполлону,
потому что, видимо, получили от него дар предвиденья: как они,
предчувствуя, что в смерти – благо, умирают с наслаждением и песнею, –
так пристало умирать всем, кто добр и учён [4. Подобие].
В этом не
приходится сомневаться – лишь бы не случилось с нами в наших
рассуждениях о душе то, что часто бывает, когда смотришь на заходящее
солнце и на этом совсем теряешь зрение; так и острота ума, обращённая на
самое себя, порой притупляется, и поэтому мы утрачиваем зоркость
наблюдения [5. Противное].
Так носится наш разум, как ладья в бескрайнем море, среди сомнений, подозрений, многих колебаний и страхов [8. Заключение].
ОПИСАНИЕ
Как прекрасно идти тоненькой ленточкой тропинки и, забывая обо всем,
растворяться в величественной красоте леса! Он будто бы раскрывает для
тебя свое объятие, и ты замираешь в немом удивлении. Тишина восхищает
тебя. Ты стоишь неподвижно, словно ждешь чего-то. Но вот налетает ветер,
и все сразу оживает. Просыпаются деревья, сбрасывают из себя солнечную
листву - письма Осени и Леса. Ты ждал их так долго! Перебирая каждый
листок, в конце концов, находишь письмо, адресованное только тебЕ.