Несмотря на некоторый упадок в развитии страны русская живопись к 14 —
15 веку достигла наивысшего расцвета. В современной литературе этот
период оценивают как русское возрождение. В это время на Руси работает
серия замечательных живописцев.
В конце 14 начале 15 века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижним
Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек. Он
великолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшиюся
русскую. Иногда он работал с нарушением канонов. Его образы
психологические, в его иконах передано духовное напряжение. Им была
создана роспись храма Спаса на Ильене улице в Новгороде, вместе с
Семеном Черным — росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и
Архангельского собора (1399).
Великим русским художником, творившем в этот период является Андрей
Рублев. Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции. В его
работах виден удивительный живописный калорит. А в его иконах и фресках
чувствуется идеал нравственного совершенства. Одновременно умел
передавать и тонкие душевные переживания персонажей. Он участвовал в
росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном
Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире
(1408). Троицкий собор в Троице — Сергиевом монастыре и Спасский собор
Андроникова монастыря (1420). Его кисти принадлежит щедевр мировой
живописи — икона Троица.
В конце 15 века огромный вклад в развитие русской живописи внес
выдающийся иконописец Дионисий. Он был великолепным калористом и очень
сложным мастером. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром а
так же другими учениками, он создал фрески Успенского собора Кремля. К
числу его творений относилась и знаменитая икона Спас в силах.
Одновременно функционирует и Новгородская иконописная школа. Она отличается яркостью красок и динамичностью композиции.
Архитектура Руси
В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва
(при Иване Калите развивается каменное строительство) . При Дмитрие
Донском впервые возведен белокаменный Кремль. Во время ига
реставрируется серия старых русских храмов. Благодаря достройкам и
перестройкам появляется тенденция к кристализации русского национального
архитектурного стиля на основе синтеза традиций Киевской и
Владимиро-Суздальской земли, что в будующем стало образцом для
последующего строительства в конце 15 начале 16 века.
По совету Софьи Палеолог приглашались мастера из Италии.