Декадентская мадонна(Определите проблему текста)
«Высокая, стройная блондинка, с длинными золотистыми во-
лосами и изумрудными глазами русалки, в очень идущем к ней го-
лубом платье, она бросалась в глаза своей наружностью. Эту на-
ружность несколько лет спустя я назвал бы боттичеллиев ской», —
писал о Зинаиде Николаевне Гиппиус (1869—1945) публицист,
критик, один из первых символистов П. П. Перцов. Да, мадонна,
признавали современники. Но какая? Декадент ская. Всё дело в том,
что, наряду с боттичеллиевским (светлым) началом, в Зинаиде Гип-
пиус уживалось и демоническое, взрывное начало, в ней ощущался
вызов покою налаженного быта, духовной покорности, смирению.
Общая гармоничность образа, пронизанная трагизмом, была субъ-
ективным отражением катастрофического времени конца ХIХ — на-
чала ХХ века. Как тут не вспомнить стихотворение В. Брюсова, по-
свящённое З. Гиппиус:
Хочу, чтоб всюду плавала
Свободная ладья,
И Господа, и Дьявола
Хочу прославить я.
Постижение образа З. Гиппиус, необыкновенно яркого, в выс-
шей степени привлекательного и вместе с тем напряжённого, нерв-
ного, динамичного, — задача не просто сложная, но и захватываю-
ще интересная.
Литературное наследие, оставленное ею, огромно и разнообраз-
но: пять сборников стихов, шесть сборников рассказов, несколько
романов, драмы, литературная критика и публицистика, дневники,
две книги мемуаров. И всё-таки до эмиграции в сознании современ-
ников она прежде всего существовала как поэт и литературный
критик, точно так же, как в парижский период стала известна глав-
ным образом как автор дневников и воспоминаний.
Стоит отметить, что поэзию З. Гиппиус отличает явная, броса-
ющаяся в глаза неженственность. Всё в её лирике крупно, сильно, 251
без особого внимания к деталям, частностям, мелочам. Она глубоко
концептуальна, свободна от ходульности, выспренности, риторики.
В стихах её ощутима пульсация органичной, живой, острой мысли,
пронизанной токами сложных, переплетающихся друг с другом эмо-
ций, мысли, рвущейся в поисках духовной целостности, в обрете-
нии гармонического идеала. Но вместе с тем З. Гиппиус никогда не
отдаётся потоку эмоциональной стихии, не подавляется ею. Она —
создатель, творец, ибо продуманно, осознанно формирует целост-
ную, строгую структуру своего микрокосма, не холодного, не без-
жизненного, но согретого яркостью и необыкновенной страстнос-
тью одушевляющих его идей.
(Е. Курганов)