Человек - главная тема философии, центральная проблема всех филос. школ и направлений, неисчерпаемая всилу своей бесконечной сложности, дающая пищу для самых разнообразных интерпретаций и толкований.
Ч., по мнению Б. Паскаля, это химера, невидаль, чудовище, хаос, поле противоречий, чудо! Судья всехвещей, бессмысленный червь земляной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сорВселенной. Ч. можно сравнить и с Богом, и животными, он окружен со всех сторон пугающейбесконечностью. С одной стороны, Вселенная, в которой Земля крохотная точка, а Ч. — вообще исчезающемалая величина. С др. — бесконечность внутри мельчайшего атома, бесконечность ничтожнейшего продуктаприроды. Но что значат эти бесконечности в сравнении с Ч.? Хоть он и песчинка в космосе, хрупкий тростник,но тростник мыслящий. Не нужно ополчаться против него всей Вселенной, писал Паскаль, чтобы егораздавить; облачка пара, капельки воды достаточно, чтобы его убить. Но пусть Вселенная и раздавит его, Ч.все равно будет выше своего убийцы, ибо он знает, что он умирает и знает превосходство Вселенной надним. Вселенная ничего этого не знает. Человек, считал К. Г. Юнг, не в состоянии сравнить себя ни с однимсуществом. Он Ч. «Но что значит — быть человеком? Я отдельная часть безграничного Божества, но я немогу сопоставить себя ни с животным, ни с растением, ни с камнем. Лишь мифологические герои обладаютбольшими, нежели человек, возможностями. Но как может человек составить определенное мнение о себе?Каждый из нас предполагает некий психический процесс, который мы не контролируем и который лишьчастично направляем. Потому мы не можем вынести окончательного суждения о себе или своей жизни.
Если бы мы могли — это бы значило, что мы знаем, но такое утверждение — не более чем претензия назнание. В глубине души мы никогда не знаем, что же на самом деле произошло. История жизни начинаетсядля нас в случайном месте, в какой-то особой точке, которую нам случилось запомнить, но уже в этот моментнаша жизнь была чрезвычайно сложна» (К.Г. Юнг).