В центре пьесы - якобы счастливая семья: Нора и Торвальд Хельмеры.
Они вместе уже восемь лет, имеют трех хорошеньких деточек, уютный
домик и определенное благосостояние.
Нора обожествляет мужа и детей.
Что еще, казалось бы, нужно для счастья?
Но во всем этом чувствуется что-то искусственное.
Нора с детства мечтала, что будет иметь идеальную семью, которая будет
житьв идеальном доме. Эти мечты чем-то напоминают детские игры с куклами -
в кукольных домиках все такое идеальное, опрятное, уютное и правильное,
как хотелось Норе.
Но Нора и сама была куклой - сначала для отца, потом для мужа.
Муж называет ее лишь "куколкой", "белочкой", "птичкой", заботится о ней,
как о маленьком беспомощном ребенке. Но как личность ее не
воспринимает.
Нора - лишь часть этого уютного гнездышка, почти такая же самая, как
мебель или занавески.
В этом доме не живут, а играют - в жизнь, в любовь, в брак, в человеческое
достоинство и честь. В игрушечном домике живут куклы, которые притворяются
людьми.
Тайно одолжив деньги, чтобы спасти мужа, Нора оказывается в одиночестве
с ужасом перед будущим и укорами совести. Но муж узнает обо всем и
произносит "самую справедливую" речь, в которой почему-то преобладает
местоимение "мое":
"Ты разрушила все мое счастье, все мое будущее".
А когда угроза проходит, снова слышатся его сладенькие слова.
Но наступает прозрение. Нора не может больше жить в этом духовно пустом
доме, поэтому идет прочь.
"Я думаю, что, прежде всего, я человек, равно как и ты - или, по крайней мере
должна стать человеком".
Нора отвергает "кукольный дом",эти фальшивые человеческие ценности, за
которыми кроются эгоизм, духовная пустота.
Вот почему пьеса называется "Кукольный дом".