При Ярославе Мудром феодальные отношения в Киевской Руси достигли
значительного развития. Под руководством Я. М. был составлен свод
древнерусского права — Русская правда. Во время правления Я. М. в Киеве
шло широкое строительство (Софийский собор и др.); развернулась
интенсивная работа по переводу византийских и других книг на
церковно-славянский и древнерусский языки. Развивалось летописание.
Поставление первого русского митрополита Илариона по инициативе Ярослава
Мудрого укрепило международный престиж Киевского государства. Ярослав
был связан родственными отношениями со многими европейскими правителями.
Только в 1019 г. Ярославу удалось окончательно победить и стать киевским
князем. Ярослав прочно утвердился в Киеве. Но теперь предстояла еще
борьба с младшим братом Мстиславом, сидевшим в Тмутаракани. Новая
усобица закончилась разделом Киевского княжества. Только после смерти
бездетного Мстислава в 1035 г. Ярослав стал единоличным правителем
огромного государства. Большое значение имело завершение христианизации
населения. Уговорами и силой Ярослав Мудрый добился утверждения
христианства. Было завершено создание церковной иерархической
организации. В 1037 г. константинопольский патриарх образовал Киевскую
метрополию, таким образом, Киев стал церковным центром.
Когда вокруг не осталось соперников, Ярослав, что называется, поумнел
и прослыл Мудрым. Таковым, кстати, ни современники, ни летописцы его не
величали, а эпитет придуман Карамзиным. В общем-то, Карамзин не ошибся.
Сын Владимира Святого, сначала новгородский, а затем и киевский князь
Ярослав Владимирович действительно оказался мудрым, оказался достойным
продолжателем дела своего великого отца и стал одним из выдающихся
деятелей русской истории.
Он быстро уразумел, что подлинное могущество государства достигается
вовсе не в беспрестанной гражданской войне, а путем мира и стабильности.
Активную энергию, скопившуюся в массах, следует направлять не на
агрессию друг против друга, а на хозяйственное процветание, оборотистую и
взаимовыгодную торговлю, дружбу с соседями, основанную на внушительной
военной силе, на укрепление веры и духа, поощрение строительства,
искусств и ремесел. В этом и состоит истинная государственная мудрость.
Внешнюю политику Ярослава можно признать удачной. Он совершил в 1030
г. поход на финское племя чудь и построил там город Юрьев. В 1036 г. он
нанес под Киевом столь сокрушительное поражение печенегам, что они
больше не появлялись в пределах Киевского государства. На границе со
степью была создана система укреплений и городов. Ярослав вел трехлетию
войну с Византией, но хотя на полях сражения не было решительных побед, а
княжеское войско терпело даже поражение, заключенный в 1043 г. мир был
выгоден для Киева. Византия подтвердила установленные ранее привилегии в
торговле, отпустила пленных.
Ярослав Мудрый был известен как образованный человек, знавший
несколько иностранных языков и имевший богатую библиотеку. При нем
Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Киев превратился в один из
крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По
дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь
рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил
печенегов, был возведен Софийский собор - храм, посвященный мудрости,
божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве
были сооружены Золотые ворота - парадный въезд в столицу Древней Руси.
Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык,
обучение грамоте.
Именно при Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного
признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие
королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе.
Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским
королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка
Ярослава вышла замуж за германского императора.