Экономический кризис заставил молодых людей более сознательно относиться к деньгам, говорится в исследовании Charles Schwab 2011 Teens & Money (полный текст в доп.материале).
В ходе онлайн-опроса, в котором приняли участие 1132 американских
подростка в возрасте 16-18 лет, выяснилось, что 93% респондентов ощутили
влияние кризиса, причем 38% из них - значительное. 73% говорят, что
важно иметь сбережения на случай, если настанут тяжелые времена. И
только 23% говорят, что они "большие транжиры".
Если верить
данным различных статистических ведомств, россияне (правда,
взрослые) тоже вышли из кризиса более рациональными и осторожными.
Несмотря на то, что их доходы в прошлом году вновь стали расти, а
зарплаты приближаться к докризисному уровню (по данным Росстата, за 2010
год номинальные заработки россиян поднялись на 11%, в реальном
выражении рост доходов составил 4%), все больше людей ограничивают свои
покупки товарами первой необходимости. Свободные деньги многие россияне
предпочли отдать на хранение банкам.
Кризисная философия денег
Кризис
- это самое время, когда можно что-то менять в жизни и отношении к
деньгам, говорят психологи. По их словам, именно в кризисные периоды мы
можем отчетливо увидеть свои зоны неуверенности (а деньги приходят чаще к
уверенным в себе людям) и превратить их в зоны уверенности. Для того,
чтобы заработать или получить определенную сумму денег, очень важно
четко и ясно понимать для чего она Вам нужна, советуют специалисты:
чтобы всегда быть финансово благополучным, необходимо постоянно иметь
работающие мотивы.
При этом Надежда Смирнова, ведущий
консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel, приводит в
пример миллиардеров - "им всегда интересно то, что они делают, и
зачастую деньги приходят вслед за удовольствием от процесса, от дела.
Для большинства успешных людей деньги - это средство, а не цель, это
критерий успешности, а не самоцель". Она также добавляет, что
посткризисный работник не обязательно заинтересован только в финансовой
мотивации при выборе работы. "На разных этапах для каждого важней либо
одно, либо другое. Часто ипотека «диктует» свою мотивацию, и сотрудники
готовы забыть на какое-то время об интересе, для того, чтобы скорее
расплатиться с кредитами", - говорит собеседница
Лора
Буромская, директор департамента рекрутмента в Москве холдинга "Анкор",
указывает, что материальная мотивация у большинства представителей
современного российского общества превалирует над нематериальной. Причем
кардинальных изменений в сознании соискателей после кризиса не
произошло. "Сужение рынка труда хотя и отразилось на зарплатных
ожиданиях кандидатов и критериях выбора нового работодателя, ожидания
профессионального развития и постоянного повышения оплаты труда остаются
основными факторами, которые мотивируют сотрудников в современных
условиях", - отмечает эксперт.