Перед изучением романа «Герой нашего времени» следует повторить с учениками факты биографии Лермонтова, связанные с эпохой
30-хгодов XIX века, историю его двух ссылок на Кавказ, прояснить, как
факты жизни писателя повлияли на создание образа Печорина. В основе
изучения романа будет аргументация следующих положений:
Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой30-хгодов XIX
века — временем реакции и общественного застоя после поражения
декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе
Лермонтов дает в стихотворении «Дума». Поэтому «герой нашего времени» —
это герой30-хгодов.
Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не в сюжете
романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа
основаны на реально-историческомконтексте. Поэтому «Герой нашего
времени» считается в русской литературе
первымсоциально-психологическимроманом.
Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе
которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества,
сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся
в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются
с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению
и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной
моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать
свою судьбу и отвечать за свое поведение.
Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов
романа, каждый из которыхпо-своемуоттеняет различные грани характера
героя.
Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты
романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение
разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких
рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.Вот и все)