Борисов-Мусатов написал совсем немного самостоятельных пейзажей (впрочем, при, скажем так, необширности его наследия они составляют в нем существенную долю), но пейзаж является составной частью практически каждой его картины. Именно частью, а не фоном, причем частью, естественным образом сливающейся с остальными элементами композиции в гармоничное целое. Мусатовская природа во многом формирует элегическую атмосферу его полотен, являясь прозрачным покровом тайны, в которую влюблен художник. Чаще это усадебные пейзажи, навеянные посещением регулярных дворянских парков, в немалом количестве появившихся в России на исходе XVIII века. Впрочем, особенно пронзительно звучат как раз "нерегулярные" пейзажи Борисова-Мусатова, созданные им в Тарусе, в самом конце жизни, - мы имеем в виду его картины "Осенняя песнь" (вверху) и "Куст орешника", 1905 (на след. стр.). Пронизанные ощутимыми ритмами линий и красок, прозрачные до какой-то невозможности, несущие весть от "иного", они ознаменовали собой открытие нового вида пейзажа -так называемого "декоративного пленэра".