о-90:
При существующей в Едином Государстве «науке детоводства» О-90 не
может стать матерью, иметь ребенка — она ниже Материнской Нормы на
десять сантиметров. Но отлучение от материнского долга О-90 осознает как
трагедию. Символичен и здесь выбор «имен». Имя О-90 выбрано прежде
всего по принципу графическому: носительница этого имени-нумера
спокойна, округла, действует на героя успокаивающе с ее милыми
пустяками, с ее голосом, секундная стрелка которого опережает минутную —
скорость мысли. Ее постоянный отличительный цвет — розовый. «О-90 —
носительница постоянного замятинского розового цвета женственности,
материнства и детскости. Символично уже ее имя. Буква “О” — древнейшая в
мире буква. Она более 2000 лет не изменяет своей формы и как нельзя
подходяще выбрана Замятиным для знакового обозначения Вечной
Женственности».
Особую гармонию ее образ приобретает во время ожидания ею ребенка, о чем она так долго просила Д-503
В портрете О-90 также фиксируются руки, вернее, «детская складочка на руке», которая напоминает «складочку на руке» ребенка. Эта деталь свидетельствует о наивности, непосредственности, естественности этого персонажа. Упоминаются и глаза О-90: «круглые синие глаза», «синие окна внутрь», глаза ясные и доверчивые. У О-90 — «крепкое кольцо розовых рук», «розовая» улыбка… Репрезентативной ее портретной деталью становится округлость, выраженная зримо в ее «имени» (О-90), и «розовый
круг рта»
I-330:
Все в I-330 являет собой вызов Единому Государству — установленному
порядку, стандарту, унифицированному миру. Ее фантазии в одежде
воспринимаются как своеволие, как вызов, свидетельствуют об осознании
личностного начала. Героиня будоражит воображение Д-503, пробуждает в
нем способность любить, думать, сомневаться. Переодевания I-330 играют
важную роль в романе. Вот какой (не в юнифе) видит ее Д-503 во время
одной из первых встреч: она «была в коротком, старинном ярко-желтом
платье, черной шляпе, черных чулках. Платье легкого шелка — мне было
ясно видно: чулки очень длинные, гораздо выше колен, — и открытая шея…»
Столкновение черного и желтого — это классическое обозначение
тревожности, драматичности ситуации, необходимости перемен. Знаком безгрешности, чистоты I-330 после ее смерти-«распятия» является
«химически чистая вода» — единственное, что осталось после того, как
несгибаемая героиня была уничтожена. При испытании «Интеграла» погибло
десять нумеров, но от них остались лишь «сажа и крошки».