Огда умер отец Петра I, царь Алексей Михайлович, Петру было только четырегода. Царем стал его старший брат Фёдор. После смерти Фёдора царями сделалисьодновременно братья Иван и Пётр. Иван был слабый и больной мальчик, а Петрубыло всего 10 лет. Вместо них правила государством их старшая сестра Софья,умная и честолюбивая женщина. Она хотела продолжать править государством ипосле совершеннолетия Петра. Поэтому она отправила Петра с матерью в селоПреображенское, недалеко от Москвы. Там Пётр прожил семь лет.В это время в России не хватало образованных людей. Были хорошие знатокилатинского и греческих языков, красноречивые ораторы, храбрые воины, но почтине было инженеров и учёных. Армия была плохо вооружена и обучена, а военногофлота и вовсе не существовало. Нужно было вывести Россию из отсталости,построить фабрики и заводы, принять новые законы, привлечь к управлениюгосударством энергичных и образованных людей. Время это не прошло для Петра даром. В своих детских играх "в солдаты" сдеревенскими мальчишками он создаёт основу будущей русской регулярной армии.Плавая по реке и озеру на небольшой парусной лодке, он уже думает о созданиирусского флота. Тогда же Пётр познакомился с иностранцами - "немцами" (в товремя русские так называли всех иностранцев), жившими недалеко от селаПреображенского. Знакомство с ними было первой встречей Петра с ЗападнойЕвропой, показавшей ему насколько Европа опередила Россию. От этих иностранцевПётр научился многому. Он изучил арифметику, геометрию и артиллерийское дело;знакомился он и с другими науками, учился строить крепость и корабли. Так Пётрещё юношей получил широкое по тому времени образование.Когда Петру исполнилось 17 лет, сторонники Софьи решили убить его и объявитьСофью царицей. Пётр вовремя узнал об этом и бежал в соседний монастырь. Вскорек нему прибыло его молодое войско и часть старых войск, бояре и другиевлиятельные люды. В борьбе с Софьей Пётр оказался победителем. Получив власть,молодой царь решил сразу же приступить к выполнению своих обширных плановпреобразования России.Чтобы стать европейским государством, России был нужен выход к морю. Сначалабыла сделана попытка добиться выхода к Чёрному морю. Пётр сам руководил двумяпоходами против Турции.Он взял крепость Азов и начал укреплять берегаАзовского моря, чтобы через него проникнуть в Чёрное море.Желая заключать союз с европейскими государствами против Турции, Пётротправил в Западную Европу "Великое посольство". Сам царь поехал инкогнито,как простой солдат Пётр Михайлов.Однажды в голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морскиекорабли, появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивалгвозди, таскал тяжёлые брёвна. Когда строгий мастер окликал его: "Эй, плотникПитер, иди сюда!", он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказание.После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно большеинтересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодойплотник Пётр Михайлов - на самом деле русский царь Пётр 1, отправившийся взаграничное путешевствие. Не из праздного любопытства, поехал молодой царь. "Яученик и нуждаюсь в учителях", - вырезал он на своей личной печати. А учитьсяна самом деле приходилось многому. Затем он четыре месяца учился кораблестроению в Англии. Одновременно он вёлпереговоры с правительствами европейских держав, изучал различные ремёсла,посещал лекции, музеи, фабрики, больницы. Заключить союз против Турции Петруне удалось, но он вернулся в Москву зрелым человеком, с готовым планомгосударственных реформ. Не теряя времени, Пётр сразу приступил к проведению своих реформ. Онифактически охватили все области жизни русского народа. Пётр решилевропеизировать даже внешний вид русского человека. Боярам и придворным онприказал брить бороды, носить европейскую одежду, пить кофе и ходить навечеринки, как в Европе. Одновременно Пётр приступил к созданию регулярнойармии и флота по европейскому образцу. Его реформы центрального и местного управления имели целью усилитьцентрализацию власти в стране.