Самые ранние сведения о художнике восходят к московской "Троицкой
летописи", в которой впервые упоминается имя чернеца Андрея Рублева,
помогавшего расписывать новый храм. В более поздних документах имя
Рублева упоминается немногим более часто, а после его смерти его имя
было надолго забыто в русской культуре и лишь переходило из уст в уста,
как легенда. Новое открытие Рублева произошло уже в 19-м веке, когда
возродился интерес к древнерусскому искусству. В начале 20-го века была
отреставрирована его икона "Святая Троица", которую многие считают
величайшим живописным произведением в истории изобразительного
искусства.
Вспоминая суровое время, когда жил и творил Рублев,
нельзя не удивляться тому, что ему удалось создать такое высокое и
совершенное искусство.
Андрей Рублев почитается не только как
великий художник, но и как святой и праведник. Ведь мудрость можно
выразить не только словом. Особенно это касается древнерусской
иконописи. Вглядитесь в строгие лики святых, загляните в их глаза. Ведь
перед вами не просто предметы культового поклонения. На выцветших досках
старинных икон, на обветшалых фресках древних монастырей - тайны
мироздания, раскрытые древними мастерами, их видения от познания Бога,
Вселенной, людей.
Недаром многие ставят иконописца Рублева в один
ряд с великими философами. Знаменитый русский скульптор Э. Неизвестный
написал: "Рублев никогда не читал лекций по философии, не писал ни
строчки. Он даже не говорил, так как дал монашеский обет молчания.
Почему же он философ? Да потому, что в России было такое понятие:
"умозрение в красках".
Много других рядовых мастеров, как и он,
признавали догматы церкви, благочестиво соблюдали обряды, лишь ему было
дано то, что его отличает от рядового иконописца: великое прозрение,
проникновение в мир человеческого духа.
Его искусство, как
вдохновенная песнь, как волнующее видение, как пророчество. Ему открыта
была правда, представление о судьбе человека, его добре и красоте.
Ценность Рублева не в том, что своей кистью, красками он передал то, что
до него словами уже высказали отцы церкви. Рублев выразил в живописи
то, чего не выразил и даже не помыслил никто другой до него. Каждая
икона его — это торжественный гимн, это похвала, это молитва. Не
существует таких слов, таких текстов и даже песнопений, которые могли бы
сделать излишними то, что нас и доныне покоряет в созданиях Рублева.