Плюшкин Степан – последний «продавец» мертвых душ. Это герой олицетворяет полное
омертвение человеческой души. В образе П. автор показывает гибель яркой и
сильной личности, поглощенной страстью скупости.
Описание имения П. («не
в Бога богатеет») изображает запустение и «захламление» души героя. Въезд
полуразрушен, всюду особенная ветхость, крыши как решето, окна заткнуты тряпьем.
Здесь все безжизненно – даже две церкви, которые должны являться душой усадьбы.
Имение П. словно распадается на детали и фрагменты; даже дом – местами в
один этаж, местами в два. Это говорит о распаде сознания хозяина, который забыл
о главном и сосредоточился на третьестепенном. Он давно уже не знает, что
творится у него в хозяйстве, зато строго следит за уровнем наливки у него в
графинчике.
Портрет П. (то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок,
закрытый платком, чтобы не заплевать; маленькие, еще не потухшие глазки,
бегающие как мыши; засаленный халат; тряпка на шее вместо платка) говорит о
полном «выпадении» героя из образа богатого помещика да и из жизни вообще.
П. имеет, единственный из всех помещиков, довольно подробную биографию.
До смерти жены П. был рачительным и богатым хозяином. Он трепетно воспитывал
своих детей. Но со смертью любимой жены что-то надломилось в нем: он стал
подозрительнее и скупее. После неприятностей с детьми (сын проигрался в карты,
старшая дочь сбежала, а младшая умерла) душа П. окончательно ожесточилась –
«волчий голод скупости овладел им». Но, как ни странно, жадность не до
последнего предела овладела сердцем героя. Продав Чичикову мертвые души, П.
размышляет, кто бы мог помочь ему оформить купчую в городе. Он вспоминает, что
Председатель был его школьным товарищем. Это воспоминание внезапно оживляет
героя: «…на этом деревянном лице…выразилось…бледное отражение чувства». Но это
лишь мгновенный проблеск жизни, хотя автор считает, что П. способен на
возрождение. В конце главы о П. Гоголь описывает сумеречный пейзаж, в котором
тень со светом «перемешались совершенно» - как и в несчастной душе П.