Его привил к стихам Гомера, А.Филипп
Александра с раннего детства готовили к
дипломатии, политике, войне. Хотя родился Александр в Пелле, его вместе с
другими знатными юношами обучали в Миезе (др. -греч. Μίεζα) неподалёку от
города. Воспитателями и наставниками Александра были: родственник по линии
матери Леонид, к которому он сохранил глубокую привязанность в зрелом возрасте,
несмотря на строгое спартанское воспитание в детстве; шут и актёр Лисимах; а с
343 до н. э. — великий философ Аристотель. Выбор в качестве наставника именно
его был не случаен — Аристотель был близок к македонскому царскому дому, а
также хорошо знаком Гермию, тирану Атарнея, который поддерживал дружеские
отношения с Филиппом] . Под руководством Аристотеля, сделавшего акцент на
изучении этики и политики, Александр получил классическое греческое
образование, а также ему была привита любовь к медицине, философии и
литературе. Хотя все греки читали классические произведения Гомера, Александр
изучал Илиаду особенно усердно, поскольку его мать возводила своё происхождение
к главному герою этого эпоса Ахиллу. Впоследствии он часто перечитывал это
произведение. Также из источников известно о хорошем знании Александром
«Анабасиса» Ксенофонта, Еврипида, а также поэтов Пиндара, Стесихора, Телеста, Филоксена
и других.
Александр отличался от сверстников: был равнодушен к телесным
радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра было
безгранично. Равнодушный к богатству, он неистово завидовал славе отца и мечтал
о блестящих подвигах. Его любимой книгой был героический эпос «Илиада» Гомера.
Под влиянием Аристотеля Александр также ценил и уважал философов, интересовался
греческой литературой. Он не проявлял интереса к женщинам (см. статью о
Калликсене) , зато в 10-летнем возрасте укротил Буцефала, жеребца, от которого
по причине строптивости отказался было царь Филипп. Плутарх о характере
Александра:
«Филипп видел, что Александр от природы упрям, а когда
рассердится, то не уступает никакому насилию, но зато разумным словом его легко
можно склонить к принятию правильного решения; поэтому отец старался больше
убеждать, чем приказывать.