Человека всегда восхищала, удивляла, манила, впечатляла природа, которая предстает в разных ракурсах в определенное время суток, в определенное время года. В поэтическом восприятии пейзаж по-своему прекрасен. Особенной утонченной эстетикой в пейзажной лирике отличался защитник идеалов «чистого искусства» , предшественник старших символистов К. Бальмонта и Брюсова, А. А. Фет, судьба которого складывалась весьма
Трагично и нелегко. Его творчество существовало как будто обособленно от него, как от человека. В 1850е годы Фет демонстративно и рьяно отстаивает право поэзии на отрешенность, отстраненность от «злобы дня» и приземленных насущных тем, отстаивает пропаганду «вечных тем» искусства. В это время пишутся особо красочные и выразительные стихотворения, относящиеся к пейзажной лирике, пронизанные восхищением красотой пейзажей, удивлением прекрасной, словно живой природой. Одним из таких стало лирическое произведение «Зреет рожь над жаркой нивой… »
Изображение картины заката представлено как необыкновенное минутное зрелище, которым восхищается лирический субъект. В этом проявляется свойственная Фету импрессионистичность – способность уловить, запечатлеть мгновение . Масштабность этого мгновения, этого пейзажа определяет своеобразный в стихотворении хронотоп. С одной стороны, есть внимание к деталям – сужение пространства, усиливающееся повторами и многосоюзием: « зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы…» .