Древние египтяне верили в загробную жизнь и считали ее продолжением земной. Они полагали, чтозагробная субстанция человека проявляется в нескольких формах: одна из них - душа («ба») изображалась в виде птицы с головой человека, и она существует при теле умершего, но может на время покидать гробницу и подниматься на небо к богам; другая - «двойник», или жизненная сила человека, обитает в гробнице, потустороннем мире и даже поселяется в изваяниях умерших. стремление сохранить тело от разрушения, то есть набальзамировать его. 1822 году французский ученый Ж.Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма. В настоящее время известно десять папирусных свитков, которые содержат медицинские тексты.Самую обширную информацию о лекарственном врачевании дает большой медицинский папирус Г. Эберса (ХYI век до н.э.), обнаруженный в 1872 году в Фивах и названный по имени изучавшего его ученого. Склеенный из 108 листов папируса, он достигает в длину 20,5 метра и вполне оправдывает свое название «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». В ней содержится 900 прописей лекарств для лечения различных заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, глаз, кожи, паразитарных болезней (среди них мочеполовой шистосомоз, который был широко распространен в Древнем Египте) и многих других заболеваний. В состав лекарств широко вводились растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, cелитра) и части тела многих животных. Лекарство для изгнания глистов («умерщвления червей») содержало: косточек фиников -1/8, растения дисарт - 1/8, сладкого пива - 25 частей. Пропись заканчивалась словами: «сварить, смешать, выпить - выйдет тотчас».Один из разделов папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия.В теоретической части папируса Эберса изложены представления о происхождении болезней: естественные (что отражало рациональный практический опыт народа) и «сверхъестественные» (в чем выражалось бессилие человека перед грозными и непонятными силами природы); описаны сердце, почки, кишечник, мышцы и другие органы и ткани. Особая роль отводилась сердцу и сосудам: «Начало тайн врача - знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам ...»Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в другом большом медицинском памятнике Древнего Египта середины ХYI века до н.э.- папирусе Э.Смита,- самом древнем из дошедших до нас сочинений о строении человеческого тела (анатомии) и оперативном лечении (хирургии). На папирусной ленте длиной 4,68 метра и шириной около 33 сантиметров описаны 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночного столба, а также способы их лечения.Исследование египетских мумий (в том числе и царских) показало, что болезни зубов были широко распространены в Древнем Египте. Часто они сопровождались тяжелыми воспалительными заболеваниями надкостницы, деформацией челюсти и прижизненным выпадением зубов.Даже у фараонов, при которых служили зубные врачи, не обнаружено следов пломбирования кариозных зубов, заполнения полостей золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в этих целях является находка двух массивных нижних зубов, соединенных между собой тонкой золотой проволокой.Зубную боль и разрушение зуба египтяне объясняли наличием «червя, который растет в зубе». К заболевшему зубу и деснам прикладывали пасты и растворы, которые способствовали оздоровлению полости рта и укреплению зубов, лечили воспаление десен и снимали зубную боль.