1. Спишите текст. Расставьте пропущенные орфограммы. Выпишите причастия из текста, произведите их морфемный разбор.
В отличие от журавлей живущ_х на глухих не_доступных болотах цапли обычно гн_здятся у берегов рек. Широкие сплете__ые из толстых прутьев гнезда цапли устра_вали на самых высоких вершинах вековых сосен. Однажды в бурную ветре_ую погоду из гнезда выпал оперившийся но еще не_умевший летать пт_нец.
2. Замените действительные причастия страдательными или наоборот, а затем запишите получившиеся выражения.
Охотник, поймавший тигра; письмо, написанное другом; ученик, прочитавший параграф учебника; задание, выполненное ребятами в срок.
3. Вставить пропущенные знаки препинания, выделить причастный оборот.
Листья блистающие золотом.
Возле полянок усеянных брусникой.
Пылающие золотом вершины берез.
Листва опаленная дыханием осени.
4. Раскрыть скобки, прокомментировать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
Гласные, (не) проверяемые ударением. Решение (не) продумано. Еще (не) прочитанная книга. (Не) обозримая равнина. (Не) устрашимый боец.
5. Н или НН? Объясните свой выбор.
Поляна освеще(н, нн)а; даль тума(н, нн)а; размеша(н, нн)ые краски; исправле(н, нн)ая работа; кожа(н, нн)ый портфель; жаре(н, нн)ая в масле рыба.
6. Вставить пропущенные буквы в суффиксах страдательных причастий, прокомментировать свой выбор.
Аппарат, посыла_мый на Луну.
Изредка прерыва_мый гул.
Завис_мое слово.
7. Вставить нужную гласную перед Н, НН в причастиях, объяснить свой выбор.
Пойм_нные птицы. Вырубл_нный лес. Заморож_нные продукты. Размеш_нные краски.
8. Синтаксический разбор предложения и морфологический разбор причастия.
По утрам железо покрывалось хрупкой изморозью тающей под рукой.