Палехская лаковая миниатюра
Всадник на белом коне. Тарелка. Б.Ермолаев
Сувенирные изделия (шкатулки, ларцы, пасхальне яйца, подносы, портсигары), украшенные лаковой миниатюрной живописью, покупают во всем мире те, кто ценит настоящее народное искусство.
Называются эти сувениры коротко – Палех. Приобретая в подарок сувенир, украшенный тончайшей миниатюрной живописью, имеющей неповторимый своеобразный колорит народних сказок и былин, редко кто знает, что, собственно, означает слово Палех.
Между тем, Палех – это название древнего российского села, расположенного неподалеку от Москвы в Ивановской области. Здесь издревле, еще с допетровских времен, жители занимались художественной росписью.
Фауст. Шкатулка. 1957 год
Иконописцы из Палеха, чей стиль складывался на протяжении веков под влиянием иконописных школ Москвы, Ярославля, Новгорода, были известны по всей Руси. Особенно громкую славу приобрели палехские живописцы в конце XVIII – начале XIX века.
Они расписывали множество соборов и церквей по всей России. Среди их работ – иконы и настенные росписи в Московском Кремле (Грановитая палата), в храмах Новодевичьего монастыря в Подмосковье, в Троице-Сергиевой Лавре.
Однако после Октябрьской революции 1917 года в России мастера из Палеха лишились своего главного заказчика – российской православной церкви, так как при советской власти вера и церковь претерпевали гонения. Палехские художники, тем не менее, нашли новые формы для своего творчества. Народный художественный промысел Палеха не заглох, уйдя от иконописи. Напротив, с 1918 года в его развитии начался новый этап, принесший Палеху небывалый расцвет и известность далеко за пределами России.