Симфония
(от греч. symphonía — созвучие, от sýn — вместе и phone — звук),
музыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное
для исполнения симфоническим оркестром; один из важнейших жанров
симфонической музыки. В отдельных симфониях привлекаются также хор и
певцы-солисты. Симфония — один из самых сложных музыкальных жанров.
«Для меня создать симфонию — это значит всеми средствами современной
музыкальной техники построить мир», — говорил австрийский композитор
Густав Малер.
Изначально
в Древней Греции «симфонией» называлось благозвучное звучание тонов,
совместное пение в унисон. В Древнем Риме так называли уже ансамбль,
оркестр. В средние века «симфонией» считалась светская музыка вообще (во
Франции это значение сохранилось до XVIII века), так могли называть
некоторые музыкальные инструменты (в частности, колёсную лиру). В
Германии симфония до середины 18-го века являлась общим термином для
разновидностей клавесина — спинетов и верджинелов, во Франции так
называли шарманки, клавесины, двухголовые барабаны и т. п. .
В
конце эпохи барокко некоторые композиторы, например Джузеппе Торелли
(1658—1709), создавали сочинения для струнного оркестра и basso continuo
в трех частях, с последовательностью темпов «быстро — медленно —
быстро». Хотя подобные сочинения обычно назывались «концертами», они
ничем не отличались от сочинений под названием «симфония»; например, в
финалах и концертов и симфоний использовались танцевальные темы.
Различие касалось в основном структуры первой части цикла: в симфониях
она была проще — как правило, бинарная двухчастная форма барочной
увертюры, сонаты и сюиты (АА ВВ). Лишь в ХVI в. его стали применять
к отдельным произведениям, первоначально вокально-инструментальным, у
таких композиторов как Джованни Габриели (Sacrae symphoniae, 1597, и
Symphoniae sacrae 1615), Адриано Банкьери (Eclesiastiche Sinfonie,
1607), Лодовико Гросси да Виадана (Sinfonie musicali, 1610) и Генрих
Шютц (Symphoniae sacrae, 1629). Итальянские композиторы XVII в. часто
обозначали словом «симфония» (sinfonia) инструментальные вступления к
опере, оратории или кантате, и термин по смыслу приблизился к понятиям
«прелюдия» или «увертюра».