Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. И действительно, в спорах с Фамусовым проявляется образ человека, который видит пороки общества, обличает их в своих монологах. Особенно ярко основные черты характера Чацкого проявляются в сопоставлении с Молчал иным.
Молчалин — молодой человек, который служит у Фамусова секретарем. У него совершенно другая позиция. Для него главное — выслужиться, а его кредо — «угождать всем людям без изъяна». Чацкий же «служить бы рад», но прислуживаться ему тошно.
Противопоставлены Чацкому и представители «века минувшего» Фамусов, Скалозуб, Хлестова и др. Характеризуя этих героев, Грибоедов дает характеристику всему обществу. Фамусов — консервативный чиновник, его пугают речи Чацкого, он называет его «опасным человеком», Скалозуб — солдафон с головы до ног, а так же «хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки».
Для этих людей, которые всеми правдами и неправдами пытаются сохранить свое положение, Чацкий, несомненно, представляет угрозу. Сам же Чацкий мечтает о бескорыстном служении Отчизне, ему больно видеть что «умный, добрый наш народ» находится под влиянием всего западного. «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»
Чацкий критикует светское общества за лицемерие, ханжество и прочие пороки, в которых оно также погрязло. Он произносит обличительный монолог:
Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудив палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве...
Те, кого обличает Чацкий, безразличны к судьбе страны и народа. Все новое для них — враг. Фамусов говорит, что все дело в учении: «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений», — и дальше: «Уж коли зло пресечь: собрать все книги бы да сжечь».
Иного мнения Чацкий, он ценит людей, которые готовы посвятить себя наукам или заниматься искусством «творческим, высоким и прекрасным».
... Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; К искусствам творческим, высоким и прекрасным...
Монолог Чацкого пугает Фамусова, он говорит: «Уж втянет он меня в беду».
Чацкий выказывает протест против фамусовского общества: Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен. Для замыслов каких-то непонятных, Дитёй возили на поклон? Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки!!!Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы по одиночке!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безпюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Трагичен итог Чацкого: его объявляют сумасшедшим и ему больше ничего не остается, как покинуть и бал, и Москву, где «оскорбленному чувству» нет уголка: Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!.. Карету мне, карету!
В комедии Чацкий одинок, но есть и другие, подобные ему, для которых важны не чины и положение в обществе, а служение Отчизне, народу, для которых важны знания.
«Один в поле не воин... Нет, воин, если он — Чацкий», — говорит Гончаров. Именно такие люди, как Чацкий, в 1825 г. попытаются совершить переворот, чтобы освободить народ от рабства. Таким образом, Чацкий — герой нового времени, выразитель новых идей.