В 1944 году оА. А. Пластов начал работать над картиной «Сенокос» (1945).
Чувством радости и ликования, счастьем мирного труда на свободной земле пронизана эта картина. И хотя на полях работают лишь подростки, женщины и старики (взрослое население деревни еще не вернулось с фронта) , картина полна оптимистического звучания.
Художник не случайно остановился на изображении сенокоса — праздничной поры в трудовой жизни колхозного крестьянства. Тема сенокоса давно волновала его. Пластову, выросшему в деревне и прекрасно знающему крестьянский труд, хотелось рассказать о нем, передать его поэзию и красоту.
В картине Пластова нас привлекает буйное цветение трав, яркое золото солнечного света, играющее на белых стволах стройных красавиц берез, изумрудная зелень листвы. В ней переданы красота и щедрость русского лета, прозрачность утреннего воздуха. Картина воспринимается нами как гимн всепобеждающей силе жизни, гимн свободному труду.
Образы колхозников последних военных лет Пластов запечатлел в картине «Жатва» (1945).
...Около снопов только что сжатого хлеба обедают старик и дети. В их серьезных и усталых лицах — сознание выполненного долга.
«Это было, — писал Пластов, — время поистине героического усилия народа в тылу, где остались в основном женщины, старики да дети. Они-то и несли главную тяготу труда» .
Особенно удался художнику образ старика. В нем ярко выражены черты национального русского характера, переданы внутренняя красота и благородство человека, прожившего долгую трудовую жизнь. Медленны и спокойны его движения, во всей фигуре ощущаются уверенность и большая сила. С исключительным вниманием и любовью написаны художником образы детей, особенно первой девочки, с выглядывающими из-под белого платка косичками и нежной детской шейкой.
Теплыми золотыми тонами насытил Пластов колорит полотна.
Важнейшая черта произведений Пластова — верность жизненной правде. Но правдивость его работ нельзя понимать упрощенно, только как соответствие изображенного реальному миру. Правда пластовских полотен прежде всего в огромной любви к людям, в искренности и непосредственности, в убедительной передаче материального мира. Это сообщает его картинам особую привлекательность.